Классическая музыка является неотъемлемой и одной из основных частей "музыкального искусства", которое уходит своими корнями в древнейшее прошлое. Рассматривать классическую музыку как отдельное явление не представляется возможным, т.к. она является следующим шагом в развитии музыки ранних форм, вбирая в себя наследие предыдущих музыкальных достижений. Италия как одна из ведущих стран в развитии европейской цивилизации является основоположником многих направлений в искусстве и занимает одно из ключевых мест в развитии европейской музыки. 

Простое пение (plainchant). 

Простое плавное пение берёт истоки в начале тысячелетия.
Около 230 года, на заре христианства, св. Ипполит Римский в своём труде "Апостольские традиции" засвидетельствовал исполнение Псалмов с рефреном "Аллилуйя" в Риме.
В 386 году, в подражание Византийской модели песнопений, Св. Амвросий Медиоланский (Миланский) написал несколько гимнов, тексты некоторых из них сохранились до наших дней, а также ввел антифонное пение псалмов на Западе, созданный им стиль пения назван в честь него Амвросийским пением.
В 425 году Папа Целестин I внес вклад в развитие римской церемонии богослужения, введя жанр респонсорного пения - Градуал. Особенностью этого стиля было хоровое пение, в котором попеременно звучали хор и солист.
В это же время епископ Брешии Кассиан адаптировал египетские монастырские песнопения для использования в литургии часов (оффиций).
Позднее, около 530 года, Св. Бенедикт Нурсийский в своем "Уставе" упорядочил и определил правила для монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности, в том числе и в организации еженедельного пения псалмов.
Позже, в 6-м веке, знаменитый поэт Венанций Фортунат создал одни из самых живучих гимнов христианства, исполняющихся до сих пор, в том числе "Vexilla regis prodeunt", который позже стал самым популярным гимном крестовых походов.


Григорианское пение.

Самая ранняя европейская музыка из используемых сейчас - Григорианское пение (хорал, кантус планус), стиль монофонического пения, без аккомпанемента - христианское пение, исполняемое католическими монахами.

Развивалось с 7 по 12 век. Получило название в честь Папы Григория I Великого, который начал упорядочивать церковные песнопения. И хотя у григорианского хорала есть свои корни в римском песнопении, он не является исконным итальянским пением: Франция, Ирландия, Испания и другие страны, входившие в Римскую империю, внесли свои особенности в становление григорианского хорала. Различия в исполнении были очень существенны и отражали национальные, культурные и языковые традиции народов.

В Италии развивалось практически одновременно несколько традиций простого пения. В Милане - Амвросийское, в Риме - Староримское, в Беневенто и Монтекассино - Беневентанский обряд, различия этих стилей обусловлены в том числе и степенью заимствования песенных традиций греческой православной церкви. Тем не менее, несмотря на различия, сходство велико.

Григорианский хорал, вобрав в себя разные стили пения, постепенно вытеснил их, за исключением Амвросийского пения, которое существует по сей день.
Официально Григорианский хорал был введен в Италии к 1100 году, хотя оставались южные области, где богослужение проходило по Византийским традициям. В отличие от григорианского итальянское народное пение характеризуется многоступенчатой мелодией в более узком диапазоне, плавностью и волнистостью, богаче украшенное. 

Огромное влияние на развитие музыки оказали нововведения Гвидо д'Ареццо (бенедиктинский монах, учитель пения, крупнейший музыкальный теоретик, чей труд "Микролог, или Краткое наставление в музыке Гвидо" (ок.1020) ввёл систему сольмизации, 4-х линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии и ключ). Его нотная реформа произвела техническую революцию в скорости записи, запоминания и обучения музыкантов (гвидонова рука), сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. 

Следующий расцвет итальянской музыкальной культуры пришелся на времена Катарского крестового похода (1209–1229) на юге Франции, в результате которого была уничтожена Окситианская культура и язык. Большинство трубадуров бежало от крестоносцев в Испанию и в Италию, где они внесли новую струю в музыкальные традиции. В Италии появились свои собственные трубадуры — троватори.
Император Священной Римской империи Фридрих II поощрял музыкантов и призвал трубадуров-изгнанников и других певцов с разных мест к своему двору. В результате чего образовался плавильный котел для христианских, мусульманских, иудейских музыкальных стилей.  

Итальянскую светскую музыку этого времени олицетворяли трубадуры, менестрели и мимы. Основной формой их творчества был мадригал (песня на родном языке) - небольшое музыкально-поэтическое произведение обычно любовно-лирического содержания. Важнейшее влияние, которое они оказали на развитие музыки в Европе, был переход от латыни к местным языкам, как в письменности, так и в музыке. Во всей Европе люди начали писать и петь песни на родном языке, Данте в своей "Божественной комедии" в 1321 году показал, что общий итальянский (точнее "тосканский" до 1700 г.) может быть языком изящной словесности. 

Музыка Треченто (Арс нова).

Период Треченто, примерно от 1300 до 1420 года, был периодом активной деятельности в Италии в области искусства, в живописи, архитектуре, литературе и музыке. Музыка Треченто характеризуется введением новых форм выражения, особенно в светской песне и в использовании местного языка — итальянского. Однако преобладающей музыкальной формой всё же оставалось  простое пение, которое тесно связано с концом средневековья, и поэтому музыковеды в целом классифицируют Треченто как конец средневековой эпохи. 

Между 1317 и 1319 годами Маркетто Падуанский, итальянский композитор и теоретик музыки, пишет три трактата: "Разъяснение в искусстве плавной музыки" (Lucidarium in arte musicae planae), "Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки" (Pomerium in arte musicae mensuratae), "Краткое изложение мензуральной музыки" (Brevis compilatio). В этих трактатах он рассмотрел григорианское пение и полифонию, хроматизм, изложил теорию ритмической нотации, определил лады, улучшил музыкальный строй. Его работы проложили путь к музыке Треченто (Ars Nova).

Около 1335 года создан Кодекс Росси (Rossi Codex) - рукописная коллекция музыки 14 века. Это один из самых ранних и самый масштабный сборник светской итальянской музыки того времени. Кодекс содержит 37 светских произведений итальянских жанров, включая полифонические мадригалы и каноны и монофонические баллады. По этому уникальному сборнику очень наглядно прослеживается история изменений этих музыкальных форм 14 века и последующего их развития.
В том числе, эта рукопись включает несколько произведений Якопо да Болонья - известного композитора Треченто.

Самым крупным и основным источником информации о музыке конца Треченто является иллюстрированный Кодекс Скварчалупи (1415). В эту рукопись включено более 300 произведений известных композиторов 14 века и портреты каждого из них. Самыми известными итальянскими композиторами периода Треченто были Франческо Ландини(Francesco Landini), Бартолино да Падова (Bartolino da Padova), Никола да Перуджа (Niccolo da Perugia), Андреа да Фиренце (Andrea da Firenze), Якопо да Болонья (Jacopo da Bologna), Лоренцо да Фиренце (Lorenzo da Firenze), Жерарделло да Фиренце (Gherardello da Firenze), Донато да Каша (Donato da Cascia), Джованни да Каша (Giovanni da Cascia), Винченцо да Римини (Vincenzo da Rimini), Паоло да Фиренце (Paolo da Firenze), Джованни Мацуоли (Giovanni Mazzuoli). 
 

{webgallery}

Кодекс Скварчалупи

{/webgallery}

15 век, раннее Возрождение, был столетием относительного застоя в развитии итальянского музыкального искусства.  
Немного было ярких личностей, одна из них Леонардо Густиниан - исполнитель и составитель музыкальной антологии.

Мощные северные семейства, такие как Медичи и д'Эсте поощряли искусство, при их дворах служило много творческих личностей, среди них композиторы северной франко-фламандской школы Жоскен де Пре и Луазе Компер. В конце 1500-х годов итальянские композиторы, такие как Марчетто Кара и Бартоломео Тромбачино, создали несколько фроттол (легкая, изящная многоголосая песня, обычно любовного характера). При поддержке Медичи, для флорентийского карнавала Марди Гра (аналог масленицы) было написано много веселых, остроумных карнавальных песен.

О музыке средневековья в целом можно сказать следующее: гораздо больше известно текстов песен, чем то, как они в действительности звучали, слова могли быть записаны гораздо легче, чем мелодия. Конец средневековья характеризуется переходом от монофонического пения к сложной мелодической полифонии, что являлось поворотным пунктом музыкального развития.

Комментарии  
0 #1 Jenary 21.05.2012 13:18
Поправьте пожалуйста, если это возможно, вторую строку предпоследнего абзаца, "среди из них". Спасибо за интересные статьи. :-)
Цитировать
Добавить комментарий