Алессандро Гранди (де Гранди) (Alessandro Grandi) (1586 - лето 1630) - итальянский композитор эпохи раннего Барокко, писал в новом стиле кончертато. Он был популярным композитором северной Италии того времени, известным своей церковной музыкой, светскими кантатами и ариями.
Алессандро Гранди, вероятно, родился в Ферраре (или близ Венеции, но не в Сицилии, как считалось ранее) в 1586 и провел первую часть своей жизни в Ферраре, учился у Джованни Габриели в Венеции, после обучения вернулся в Феррару и занимал ряд должностей капельмейстера в разных соборах города, в том числе в религиозных братствах "Академия делла Морте" и "Академия Санто Спирито".
В 1610 Гранди опубликовал свой первый сборник мотетов, в котором очень заметно влияние стиля Габриели - чередующиеся короткие пассажи, очень контрастные ритмы и текстуры - однако для малого числа исполнителей. В 1617 он получил должность певца в соборе Сан-Марко в Венеции, в это время хормейстером там был Клаудио Монтеверди, через год был назначен учителем пения в местной семинарии, в 1620 занял престижную должность помощника Монтеверди. В это время он сочинял работы в некоторых малых формах, которым не уделял внимание Монтеверди, и выпустил несколько сборников своих произведений.
Ранние мотеты в стиле кончертато для дуэтов и трио - необычны, обычно их исполняют более крупные группы.
Гранди был одним из немногих композиторов, кто наряду с монодиями продолжает писать с использованием вокальной полифонии и баса континуо, большинство композиторов к этому времени уже предпочитали монодии с басом континуо или более гомофонные текстуры. Гранди также экспериментировал с крайней эмоциональностью, с хроматизмом, орнаментом и чрезмерной искусственностью, но не до такой экстремальной формы, как у Карло Джезуальдо. В его творчестве виден постоянный прогресс и использование последних музыкальных инноваций, он сочинял монодии с инструментальным (скрипичным) сопровождением в форме с повторяющимися частями - идея, которая разовьётся в ритурнель. Он сочинял мотеты, музыку для псалмов, мадригалы, а также некоторые из самых ранних композиций под названием "кантата".
Музыка Гранди является одним из связующих звеньев между стилем кончертато раннего Барокко и кантатами, достигшими своего развития в работах И.С.Баха.
В 1627 Гранди отправился в Бергамо и занял должность капельмейстера в соборе Санта-Мария Маджоре, одной из причин его переезда было стремление создавать произведения самостоятельно, выйдя из тени знаменитого венецианца. Должность капельмейстера требовала сочинения больших композиций и Гранди ушел от своих малых кантат и арий к крупномасштабным формам, опубликовав в 1629 первую из трёх крупных церковных работ .
К сожалению, спустя 3 года, в 1630 Гранди умер в Бергамо во время вспышки чумы.
Гранди был одним из самых популярных и плодовитых композиторов своего времени в северной Италии, его произведения были опубликованы в Италии, Германии и Нидерландах и ещё долго печатались после его смерти. Всего он выпустил одиннадцать книг мотетов, которые пользовались большой популярностью, три тома псалмов, пять сборников месс, две книги светских мадригалов и четыре книги арий и кантат.