Многие начинающие своё знакомство с миром классической музыки и оперы часто задаются неправильными вопросами, вроде: "Самый известный классический композитор?" или "Самое лучшая симфония?" или "Какая самая лучшая опера?" и т.п. Эти вопросы лишены какого-либо однозначного ответа.
Тем не менее, чтобы помочь желающим познакомиться и понять классическую музыку и оперу, можно определить список авторов оперного жанра и их основных произведений, на которые необходимо обратить внимание. Список составлен в хронологическом порядке по дате рождения композиторов, начиная с зарождения оперы и до наших дней.
Лучшая опера 1550-1699 годов.
Якопо Пери (1561-1633 ) - флорентиец, сочинивший две самые первые оперы: "Дафна" (1598) и сохранившаяся до наших дней "Эвридика" (1600).
Клаудио Монтеверди (1567-1643) - важнейший крупный композитор в создании оперного жанра. В своей первой опере "Орфей"(1607) он развил эксперименты Пери, добавив опере глубины и зрелищности. Позднее, в Венеции в 1637 г. активно участвовал в открытии первого общественного оперного театра и создал для него две свои лучшие оперы: "Возвращение Улисса" (1640) и "Коронация Поппеи" (1642), до сих пор входящие в репертуар современных театров.
Франческо Кавалли (1602-1676) - один из наиболее важных преемников Монтеверди. Кавалли был главной движущей силой распространения оперы по всей Италии и, частично, во Франции. Именно он первым ввёл термин "опера", до этого данный жанр именовался "драма на музыку". Его "Язон" (1649) был "самой популярной оперой 17-го века". Другие его интересные оперы: "Свадьба Фетиды и Пелея" (1639), "Калисто" (1652), "Ксеркс" (1654).
Жан-Батист Люлли (1632-1687) - в тесном сотрудничестве с либреттистом Филиппом Кино, Люлли основал традицию "лирической трагедии" (tragedie mise en musique, сочетание пения, танца и драматического спектакля). Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и оставались наиболее престижным французским оперным жанром почти сто лет.
Одни из самых известных его работ - балет "Мещанин во дворянстве" (1670) и опера "Армида" (1686).
Генри Пёрселл (1659-1695) - первый значимый английский оперный композитор. Его шедевр - опера "Дидона и Эней" (1689) не был принят современниками, но нашёл свою вторую жизнь сто лет спустя.
Алессандро Скарлатти (1660-1725) - ключевая фигура в развитии жанра опера-серия, основатель неаполитанской оперной школы. Сам он утверждал, что сочинил более ста опер. Яркими примерами его творчества являются "Митридат Евпатор" (1707) и "Гризельда" (1721).
Жан-Филипп Рамо (1683-1764) - самый важный французский оперный композитор 18-го века. Создал новый оперный стиль, смелость которого вызвала большие споры в своё время. После смерти Рамо его наследие надолго затмила слава Глюка как реформатора оперной сцены и лишь на рубеже 19-20 веков к нему вернулось признание. Вершиной его творчества считаются оперы "Ипполит и Арисия" (1733), "Кастор и Поллукс" (1737) и "Галантная Индия" (1735).
Поэт Джон Гей (1685-1732) и композитор Иоганн Кристоф Пепуш (1667-1752) - создатели первой английской балладной оперы (разновидность комической оперы). Их детище "Опера нищих" (1728) подорвало позиции итальянских авторов на английских сценах.
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - его произведения установили стандарт оперы-серии конца эпохи Барокко. Гендель сочинил более 40 опер, многие из которых продолжают очаровывать аудиторию сегодня: "Ринальдо" (1711, 1731), "Орландо" (1733), "Ксеркс" (1738). Однако лучшими считаются "Юлий Цезарь" (1724), "Тамерлан" (1724) и "Роделинда" (1725).
Продолжение см. Антология оперы. Композиторы 1700-1799