Йоханнес Кристоф Деманций (Демантиус) Johannes Christoph Demantius (15.12.1567 - 20.04.1643) - немецкий композитор, музыкальный теоретик, писатель и поэт. Среди его основных достижений публикация первого немецкого музыкального словаря, который взял как одну из частей своей энциклопедии "Syntagma musicum" Михаэль Преториус, но переработал и увеличил количество определений почти вдвое. Его творчество представляет собой переходную фазу в немецкой лютеранской музыке полифонического стиля Возрождения к Барокко.
Кристоф Деманций родился в г.Райхенберг (ныне Либерец в Чехии) и получил там начальное образование. В начале 1590-х он работал в г.Бауцене, где написал учебник по музыке "Forma musices" в 1592. В 1593 он получил ученую степень в Виттенбергском университете, а затем несколько лет работал в Лейпциге. В 1597 он занял должность кантора (старшего хора) в городской церкви г.Циттау. Следующий его пост был на аналогичной должности, но более высокой по статусу, в кафедральном соборе г.Фрайберг (Саксония), который он занимал с 1604 до конца жизни. Он стал почётным гражданином Фрайберга, что доказывает его пусть местные, но известность и авторитет. Его семейная жизнь не была счастливой, он был женат четыре раза и большинство его детей не пережило его, погибнув в результате Тридцатилетней войны.
Деманций был очень плодовитым композитором, хотя многие его работы были утрачены. Его музыкальный стиль очень похож на стиль Орландо ди Лассо, который работал в Германии во время молодости Деманция. Большая часть его музыки создана до Тридцатилетней войны, вполне вероятно, что тяготы войны, в том числе отсутствие музыкантов-исполнителей и семейные трагедии, не располагали к написанию музыки.
Деменций сочинял и духовную, и светскую музыку, большинство его произведений написано для хора. В сфере духовной музыки он создал много мотетов, месс, магнификатов, псалмов, гимнов и великолепную музыку для "Страстей по Иоанну". Эта работа для 6 голосов считается последней немецкой работой для песнопений страстей в стиле позднего Возрождения, далее начался другой, более драматический стиль их исполнения с кульминацией в работах И.С.Баха. Все его песнопения созданы в стиле позднего Ренессанса и большинство из них лютеранские, хотя есть немного и католических, в основном на латыни и немецком. Его стиль нельзя назвать консервативным, хотя он и использовал устаревшие формы, но создал свой индивидуальный язык, отличный от полифонии Палестрины, на котором всё ещё работало большинство композиторов. Его произведения имеют большую эмоциональную глубину и разработаны с целью чрезвычайно эффективно выразить текст. Он был достойным преемником великого композитора Орландо ди Лассо.
Кристоф Деманций также писал светскую музыку, вокальную и инструментальную, в том числе траурные гимны, свадебные песни, танцы и другие работы. Он также писал стихи на свою музыку.