Рояль

Музыкальный клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. В рояле струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, из-за этого расположения он имеет крыловидную форму и более громоздкий, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

Термин "рояль" появился в русском языке в середине XIX века (фр. royal - "королевский"). Инструменты такого же вида, изготовленные ранее, в России называли "фортепиано" или "флигель" (искаж. нем. flugel - "крыло"). В Германии ранние инструменты такого вида называли "молоточковое фортепиано" (hammer klavier), позже - flugel. Крыловидные фортепиано архаичных типов конструкций XVIII и начала XIX веков с точки зрения русской терминологии роялями назвать нельзя. Рояль - самый совершенный и музыкально выразительный вид фортепиано. 

Рояль состоит из корпуса, в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, при нажатии на клавиши молоточки приводятся в движение и ударяют по струнам.  Посредством двух педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы).  В конструкции механики рояля используется естественная сила тяжести, что делает звукоизвлечение чувствительным (в отличие от пианино). Звуковой диапазон рояля - 88 тонов (7 и 1/4 октав). Диапазон частот - от 27,5 ("ля" субконтроктавы) до 4185,6 ("до" пятой октавы) колебаний в секунду.

Самые уважаемые композиторы прошлого, среди которых Ференц Лист, Джакомо Пучини, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Артур Рубинштейн, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и многие другие, были виртуозными пианистами. Ноты произведений этих великих мастеров в наше время свободно открыты для общественного использования, и вы можете скачать бесплатно ноты для фортепиано на многих специализированных интернет-ресурсах.

 

Устройство рояля.

Футор — основной опорный узел фортепиано, вместе с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. На массивной деревянной раме футора крепятся детали и узлы корпуса. Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями. Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора. Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк. Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели и инструмент расстраивается). Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля. Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2.5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно заметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны. Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было, её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца. Штульрма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано. Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн. Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части, служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

За последние 100 лет не было создано ничего принципиально нового в конструкции роялей. "Новшества" современных производителей повторяют эксперименты позапрошлого века, влияющие больше на психологию покупателей, чем на качество инструментов. Применение синтетических материалов в конструкциях и механизмах современных роялей имеет целью удешевление (упрощение) производства,  такие инструменты не обладают многолетней перспективой надежности и работоспособности.

Добавить комментарий