Дата рождения: 2 декабря 1899
Место рождения: Лондон
Страна: Великобритания
Дата смерти: 29 июля 1970
Джон (Джованни Баттиста) Барбиролли (англ. John Barbirolli, при рождении Джованни Баттиста Барбиролли, итал. Giovanni Battista Barbirolli) - английский дирижер и виолончелист, сэр.
Его имя особенно связано с оркестром Халле, Манчестер, который он помог спасти от распада в 1943 году и которым дирижировал всю свою жизнь. В начале своей карьеры он был преемником Артуро Тосканини, как музыкальный директор и дирижер Нью-Йоркской филармонии, служил там с 1936 по 1943 год. Он также был главным дирижером Хьюстонского симфонического оркестра с 1961 по 1967 год, был приглашенным дирижером многих других оркестров, включая Симфонический оркестр BBC, Лондонский симфонический оркестр, Берлинскую и Венскую филармонии, делая записи со всеми этими оркестрами.
Родился в Холборн, Лондон 2 декабря 1899 года, он был вторым ребенком и старшим сыном в семье. Его отец Лоренцо и дед Антонио были итальянскими скрипачами, оба были членами оркестра Ла Скала в Милане, в феврале 1887 года они участвовали в первом исполнении "Отелло" Верди. Его мать родилась в Аркашон, на юго-западном побережье Франции, недалеко от Пиренеев.
По семейной традиции Барбиролли учили играть на скрипке с раннего возраста, с четырех лет, но в возрасте семи лет из-за неусидчивости мальчика (играя, он постоянно ходил по комнате) инструмент был изменен на виолончель. В десять лет поступил в Тринити-колледж, в двенадцать лет продолжил обучение у Герберта Уоленна в Королевской академии музыки (1912-1917 гг.). В 1916 году он стал самым молодым музыкантом оркестра Куинс-холл, в 1917 году дал свой первый сольный концерт на виолончели в Лондоне.
В течение последнего года Первой мировой войны Барбиролли был зачислен в армию и стал ефрейтором Саффолк полка, где приобрел первый опыт дирижирования в оркестре добровольцев. Именно в армии появилось имя Джон вместо Джованни Баттиста. Но в 1919 г., вернувшись к гражданской жизни, он на короткое время вернулся к первоначальной форме имени (до 1922 года) и продолжил выступать как исполнитель. Барбиролли играл как рядовой член Лондонского симфонического оркестра Концерт для виолончели Элгара в 1919 году. Чуть более года спустя он был солистом в другом исполнении концерта. Журнал Musical Times комментирует: "Синьор Джованни Барбиролли не вполне соответствовал требованиям соло, но его выступление, несомненно, доставило значительное удовольствие." В начале 1924 года он выступил в двух струнных квартетах как виолончелист, и в том же году формирует свой камерный оркестр в Лондоне, дирижирует им, делает несколько записей.
В 1926 году Джон Барбиролли был приглашен Фредериком Остином, художественным руководителем Британской Национальной оперной труппы, в качестве дирижера на одном из своих провинциальных туров, его оперный дебют состоялся в Ньюкасле в сентябре 1926 года, он дирижировал оперой Шарля Гуно "Ромео и Джульетта". Он также дирижировал операми "Мадам Баттерфляй" и "Аида" на этих же гастролях. В декабре 1926 году он впервые дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, заменив в кратчайшие сроки Томаса Бичема, который был нездоров, этот концерт содержал Вторую симфонию Элгара. В течение последующих шести лет он приглашенный дирижер Британской Национальной оперы и Ковент-Гарден оперы на провинциальных турах, а также на Международный сезон в Ковент-Гарден. В его репертуаре: "Аида", "Фальстаф", "Риголетто", "Трубадур", "Богема", "Тоска", "Турандот", "Мадам Баттерфляй", "Джанни Скикки", "Севильский цирюльник", "Дон Жуан", "Проданная невеста", "Летучая мышь", "Кавалер роз", "Тристан и Изольда, и "Валькирии".
В 1933 году Джон Барбиролли был назначен дирижером Шотландского оркестра в Глазго и начал развивать обширный симфонический репертуар, включая многие крупные симфонические произведения, которые он ранее не дирижировал. Впоследствии он провел ряд концертов в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром и Королевским филармоническим обществом. Несмотря на свою растущую репутацию в Великобритании, имя Барбиролли было едва ли известно на международном уровне, и большинство из музыкального мира был застигнут врасплох в 1936 году, когда он был приглашен в качестве дирижера Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Его назначение в Нью-Йорке было обусловлено отчасти рекомендациями ряда влиятельных международных солистов, в том числе Крейслера и Рубинштейна, с которыми Барбиролли работал в качестве концертмейстера в оркестровых записях, сделанных для HMV с момента его первого контракта с ними в 1927 году.
Весной 1936 года управление Нью-Йоркской филармонии столкнулся с проблемой. Артуро Тосканини покинул свой пост, заключив контракт с Симфоническим оркестром NBC. Вильгельм Фуртвенглер принял приглашение на эту должность, но он продолжал жить и работать в Германии, где у власти были нацисты и на него оказывалось давление, так что он не смог приехать в Нью-Йорк. За неимением других дирижеров, сопоставимых по известности с вышеуказанными, для управления оркестром были приглашены пять дирижеров-гостей и сезон был поделен между ними. Барбиролли было выделено первые десять недель в сезоне (26 концертов), за ним последовали Игорь Стравинский, Жорж Энеску и Карлос Чавес, каждый дирижирует в течение двух недель, и, наконец, Артур Родзинский - в течение восьми недель.
Первый концерт Барбиролли в Нью-Йорке состоялся 5 ноября 1936 года. Программа состояла из музыки Берлиоза, Арнольда Бакса, Моцарта и Брамса (Четвертая симфония). Нью-Йорк Таймс позже отметила, что "Барбиролли имел немедленный успех у музыкантов оркестра и у зрителей ... [] депутация из игроков сказала руководству филармонии, что они были бы счастливы, если Барбиролли будет назначен на постоянную должность. Результатом этого было приглашение в качестве музыкального директора и постоянного дирижера в течение трех лет, начиная с 1937-38 сезона.".
Джон Барбиролли провел в общей сложности семь сезонов в Нью-Йорке. Несмотря на восхищение, уважение и любовь оркестра и многих зрителей, некоторые музыкальные критики, боготворившие Артуро Тосканини, были против него с самого начала, и он страдал от неблагоприятных и несправедливых отзывов в прессе. Во время своего пребывания в должности, Барбиролли много работал над расширением репертуара, внес много произведений английских композиторов, а также новые произведения американских. Он достиг огромной аудитории через регулярные трансляции его концертов в сети радио NBC.
К 1942 году Барбиролли очень беспокоили те события, что происходили дома, в Великобритании, он очень тосковал по дому и волновался о своей семье. Он совершил очень опасное, в свете военных событий, возвращение на родину и провел концерты по всей Британии с несколькими ведущими оркестрами страны. Он отказался принять американское гражданство, чтобы присоединиться к Союзу американских музыкантов, и 1941-1942 сезон был его последний в качестве постоянного дирижера, хотя он и проводил концерты в Нью-Йорке в 1942-1943 сезоне. В феврале 1943 года он получил телеграмму из Манчестера, с предложением стать постоянным дирижером оркестра Халле.
К приезду Барбиролли в Манчестер 2 июня 1943 года оркестр Халле состоял из малого остаточного ядра музыкантов. Хотя это кажется маловероятным, но четырех недель интенсивных репетиций и прослушиваний оказалось достаточным, чтобы дать первый концерт в Брэдфорде 5 июля. Джон Барбиролли остался с Халле на всю жизнь - в течение 27 лет. Он был постоянным дирижером с 1943 по 1958 год, под его руководством Халле оркестр гастролировал по всей Великобритании, и это в дополнение к концертам в Манчестере, под его руководством оркестр сделал много записей. Он также дирижировал Халле на ежегодных зарубежных гастролях. В 1958 году, после успешного столетнего сезона оркестра, он снизил свои обязательства с оркестром Халле до 70 концертов в год и стал их главным дирижером, что позволило ему работать и за рубежом с ведущими оркестрами мира. Несмотря на ухудшающееся здоровье, он таким образом вошел в оживленное десятилетие своей карьеры. В 1961 году он был назначен главным дирижером Хьюстонского симфонического оркестра и оставался им на протяжении нескольких сезонов. Он тесно сотрудничал с Берлинской филармонией в течение 1960-х годов. Он вернулся к дирижированию оперой в Великобритании и за рубежом, записал "Мадам Баттерфляй" в Риме и "Отелло" в Лондоне на EMI. В 1968 году Барбиролли был назначен дирижером лауреатом Халле на всю жизнь. Он продолжал дирижировать Халле на крупных концертах, он также сделал много важных записей с ним и с другими известными оркестрами. Он умер 29 июля 1970 года от сердечного приступа в Лондоне. Только несколько часов назад он был на репетиции филармонического оркестра в рамках подготовки к турне в Японию.