Струнный квартет в камерной музыке является самой популярной и престижной формой, так же как симфония для оркестра. Струнный квартет пишется для двух скрипок, альта, виолончели и, как правило, состоит из четырех частей. Зарождение этой формы относят к середине 17-го века, но "отцом струнного квартета" считается Йозеф Гайдн (1732-1809), который сочинил 83 квартета и установил его классическую структуру. Каждый великий композитор выражал свои самые сокровенные личные чувства хотя бы в нескольких произведениях этой высшей формы камерной музыки.
Попытаемся рассмотреть самые интересные из них. Произведения расположены по дате создания и не являются десяткой лучших струнных квартетов, хотя, без сомнения, это великие произведения в своем жанре.
1. |
Вольфганг Амадей Моцарт. Струнный квартет № 19 до мажор (К.465) (1785) В 1782 году Йозеф Гайдн опубликовал коллекцию из шести струнных квартетов и они быстро получили широкое признание в Вене. Моцарт решил написать свои квартеты в подражание стилю мастера. После "долгой и кропотливой работы" Моцарт завершил сборник из шести струнных квартетов в 1785 году и посвятил их Гайдну. Вместе эти 12 произведений двух мастеров образуют вершину в венском стиле квартета. Струнный квартет № 19 (К.465) Моцарта является последним в серии "Гайдновских квартетов", носит название "Диссонанс" из-за своего необычно медленного вступления и, возможно, является самым известным из его квартетов. |
|
2. |
Франц Йозеф Гайдн. Струнный квартет № 65 в ми-бемоль мажор (Оп. 76 № 6) (1797) Коллекция струнных квартетов, вошедших в опус 76, представляют вершину камерной музыки Гайдна и демонстрируют, почему композитор заслуживает того, чтобы называться "отцом струнного квартета". Самым необычным и изобретательным из них, возможно, является последний шестой квартет, который отходит от им же установленной "классической" структуры квартета, во второй медленной части имеет форму "Фантазии", содержащей много гармонических сюрпризов. |
|
3. |
Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 8 в ми минор, оп. 59, № 2 (1806) Как симфонии Бетховена сделали революцию в области оркестровой музыки, так и его струнные квартеты изменили природу камерной музыки. Три струнных квартета, которые называют "Русские (Разумовские)" квартеты, не менее подлинные бетховенские творения, чем его Героическая симфония. Они созданы для музыкантов русского посла в Вене, князя Андрея Кирилловича Разумовского, который сам был скрипачом-любителем, и содержат русские темы. Непосредственно во втором квартете серии, в третьей части, звучит тема, основанная на песнях, записаных Николаем Львовым, впоследствии эта тема будет использована Модестом Мусоргским в "Борисе Годунове". По словам Карла Черни, эта музыка родилась в голове Бетховена, когда он созерцал звездное небо и думал о музыке сфер. |
|
4. |
Франц Шуберт. Струнный квартет No.14 ре минор "Смерть и девушка" (1824/1826) В последние годы своей короткой жизни Шуберт прожил один из самых плодовитых периодов в творческой жизни. Этот квартет - один из плодов этого периода и является одним из столпов репертуара камерной музыки. Квартет берет свое название по имени темы второй части, которую Шуберт взял из песни, написанной им в двадцатилетнем возрасте. В 1824 году композитор понял, что умирает, и тема смерти и излияние горя пронизывает все четыре части произведения. |
|
5. |
Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 16 фа мажор Оп. 135 (1826) Последние пять квартетов Бетховена (№12-16 и "Большая фуга") считаются одними из самых значительных музыкальных композиций всех времен. В них сосредоточены филосовские раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. К примеру, о квартете № 14 Вагнер сказал, что он содержит "одну из самой печальной музыки, которую он знал", а Шуберт заметил: "После этого, что осталось нам сочинять?" В последнем 16-квартете, написанном незадолго до смерти, гений в лаконичной форме как будто подвел итог всему своему вдохновенному творчеству. |
|
6. |
Петр Ильич Чайковский. Струнный квартет № 1 ре мажор, оп. 11 (1871) Чайковский написал свой первый струнный квартет ещё будучи студентом и квартет сразу получил признание. Особенно привлекательна вторая часть - Andante cantabile, тема которой основана на русской народной песне, в обработке Чайковского она обрела черты проникновенного лиризма и душевной чистоты и является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора. Говорят, Лев Толстой был доведён до светлых слёз, услышав это произведение. |
|
7. |
Александр Порфирьевич Бородин. Струнный квартет №.2 ре мажор, (1881) Александр Бородин является одним из основоположников классических жанров симфонии и квартета в России. Оба его квартета по праву относятся к шедеврам камерного репертуара. Немного найдется в истории музыки сочинений, с такой силой, как Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный "на одном дыхании" квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви. Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством единения двух сердец. |
|
8. |
Клод Дебюсси. Струнный квартет соль минор, оп. 10 (1893) Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма является новое сочетание звуков, которые как бы существуют ради самих себя и не вытекают, и не продолжаются другими звуками. Премьера квартета прошла неудачно, но поколения исполнителей совладали с его чрезвычайной технической и музыкальной сложностью и сейчас зрители могут наслаждаться ошеломляющим количеством текстур и эффектов. |
|
9. |
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Струнный квартет № 8 до минор, оп. 110 (1960) Восьмой струнный квартет Шостаковича был написан после знакового события для композитора - у него диагностировали полиомиелит. Квартет был создан за три дня и посвящен "жертвам фашизма и войны", но в действительности он глубоко автобиографичен и отмечен памятью о собственных унижениях и постоянном опасении за себя, своих близких и друзей. Произведение состоит из пяти частей, основной мотив DSCH - музыкальная подпись Шостаковича пронизывает насквозь всё сочинение и, кроме того, композитор цитирует более двадцати собственных тем из произведений разных лет. Проникновенные эмоции квартета развиваются скорее в симфоническом, чем в камерном масштабе. |
|
10. |
Альфред Шнитке. Струнный квартет № 3 (1983) Третий струнный квартет Шнитке является одним из самых исполняемых среди произведений камерного репертуара конца 20-го века. Этот феномен связан с центральной идеей произведения - калейдоскопом узнаваемых музыкальных цитат разных времён половины тысячелетия, начиная со "Стабат матер" Орландо ди Лассо, проходя через "Большую фугу" Бетховена и заканчивая музыкальной монограммой DSCH Шостаковича. Шнитке чрезвычайно выразительно и современно расшифровывает каждую ноту этих великих произведений, сплетая их в единое целое. |
Надеемся, Вам понравились эти произведения и они станут Вашими любимыми струнными квартетами.