Струнный квартет в камерной музыке является самой популярной и престижной формой, так же как симфония для оркестра. Струнный квартет пишется для двух скрипок, альта, виолончели и, как правило, состоит из четырех частей. Зарождение этой формы относят к середине 17-го века, но "отцом струнного квартета" считается Йозеф Гайдн (1732-1809), который сочинил 83 квартета и установил его классическую структуру. Каждый великий композитор выражал свои самые сокровенные личные чувства хотя бы в нескольких произведениях этой высшей формы камерной музыки.


Попытаемся рассмотреть самые интересные из них. Произведения расположены по дате создания и не являются десяткой лучших струнных квартетов, хотя, без сомнения, это великие произведения в своем жанре.

 

1.

Вольфганг Амадей Моцарт. Струнный квартет № 19 до мажор (К.465) (1785)

В 1782 году Йозеф Гайдн опубликовал коллекцию из шести струнных квартетов и они быстро получили широкое признание в Вене. Моцарт решил написать свои квартеты в подражание стилю мастера. После "долгой и кропотливой работы" Моцарт завершил сборник из шести струнных квартетов в 1785 году и посвятил их Гайдну. Вместе эти 12 произведений двух мастеров образуют вершину в венском стиле квартета. Струнный квартет № 19 (К.465) Моцарта является последним в серии "Гайдновских квартетов", носит название "Диссонанс" из-за своего необычно медленного вступления и, возможно, является самым известным из его квартетов.

 2.

Франц Йозеф Гайдн. Струнный квартет № 65 в ми-бемоль мажор (Оп. 76 № 6) (1797)

Коллекция струнных квартетов, вошедших в опус 76, представляют вершину камерной музыки Гайдна и демонстрируют, почему композитор заслуживает того, чтобы называться "отцом струнного квартета". Самым необычным и изобретательным из них, возможно, является последний шестой квартет, который отходит от им же установленной "классической" структуры квартета, во второй медленной части имеет форму "Фантазии", содержащей много гармонических сюрпризов. 

 3.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 8 в ми минор, оп. 59, № 2 (1806)

Как симфонии Бетховена сделали революцию в области оркестровой музыки, так и его струнные квартеты изменили природу камерной музыки. Три струнных квартета, которые называют "Русские (Разумовские)" квартеты, не менее подлинные бетховенские творения, чем его Героическая симфония. Они созданы для музыкантов русского посла в Вене, князя Андрея Кирилловича Разумовского, который сам был скрипачом-любителем, и содержат русские темы. Непосредственно во втором квартете серии, в третьей части, звучит тема, основанная на песнях, записаных Николаем Львовым, впоследствии эта тема будет использована Модестом Мусоргским в "Борисе Годунове". По словам Карла Черни, эта музыка родилась в голове Бетховена, когда он созерцал звездное небо и думал о музыке сфер. 

 4.

Франц Шуберт. Струнный квартет No.14 ре минор "Смерть и девушка" (1824/1826)

В последние годы своей короткой жизни Шуберт прожил один из самых плодовитых периодов в творческой жизни. Этот квартет - один из плодов этого периода и является одним из столпов репертуара камерной музыки. Квартет берет свое название по имени темы второй части, которую Шуберт взял из песни, написанной им в двадцатилетнем возрасте. В 1824 году композитор понял, что умирает, и тема смерти и излияние горя пронизывает все четыре части произведения. 

 5.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 16 фа мажор Оп. 135 (1826)

Последние пять квартетов Бетховена (№12-16 и "Большая фуга") считаются одними из самых значительных музыкальных композиций всех времен. В них сосредоточены филосовские раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. К примеру, о квартете № 14 Вагнер сказал, что он содержит "одну из самой печальной музыки, которую он знал", а Шуберт заметил: "После этого, что осталось нам сочинять?" В последнем 16-квартете, написанном незадолго до смерти, гений в лаконичной форме как будто подвел итог всему своему вдохновенному творчеству. 

 6.

Петр Ильич Чайковский. Струнный квартет № 1 ре мажор, оп. 11 (1871)

Чайковский написал свой первый струнный квартет ещё будучи студентом и квартет сразу получил признание. Особенно привлекательна вторая часть - Andante cantabile, тема которой основана на русской народной песне, в обработке Чайковского она обрела черты проникновенного лиризма и душевной чистоты и является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора. Говорят, Лев Толстой был доведён до светлых слёз, услышав это произведение. 

 7.

Александр Порфирьевич Бородин. Струнный квартет №.2 ре мажор, (1881)

Александр Бородин является одним из основоположников классических жанров симфонии и квартета в России. Оба его квартета по праву относятся к шедеврам камерного репертуара. Немного найдется в истории музыки сочинений, с такой силой, как Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный "на одном дыхании" квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви. Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством единения двух сердец. 

 8.

Клод Дебюсси. Струнный квартет соль минор, оп. 10 (1893)

Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма является новое сочетание звуков, которые как бы существуют ради самих себя и не вытекают, и не продолжаются другими звуками. Премьера квартета прошла неудачно, но поколения исполнителей совладали с его чрезвычайной технической и музыкальной сложностью и сейчас зрители могут наслаждаться ошеломляющим количеством текстур и эффектов.

 9.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Струнный квартет № 8 до минор, оп. 110 (1960)

Восьмой струнный квартет Шостаковича был написан после знакового события для композитора - у него диагностировали полиомиелит. Квартет был создан за три дня и посвящен "жертвам фашизма и войны", но в действительности он глубоко автобиографичен и отмечен памятью о собственных унижениях и постоянном опасении за себя, своих близких и друзей. Произведение состоит из пяти частей, основной мотив DSCH - музыкальная подпись Шостаковича пронизывает насквозь всё сочинение и, кроме того, композитор цитирует более двадцати собственных тем из произведений разных лет. Проникновенные эмоции квартета развиваются скорее в симфоническом, чем в камерном масштабе. 

 10.

Альфред Шнитке. Струнный квартет № 3 (1983)

Третий струнный квартет Шнитке является одним из самых исполняемых среди произведений камерного репертуара конца 20-го века. Этот феномен связан с центральной идеей произведения - калейдоскопом узнаваемых музыкальных цитат разных времён половины тысячелетия, начиная со "Стабат матер" Орландо ди Лассо, проходя через "Большую фугу" Бетховена и заканчивая музыкальной монограммой DSCH Шостаковича. Шнитке чрезвычайно выразительно и современно расшифровывает каждую ноту этих великих произведений, сплетая их в единое целое. 


    Надеемся, Вам понравились эти произведения и они станут Вашими любимыми струнными квартетами.  

Комментарии  
-1 #3 Игорь 16.12.2016 17:48
Мне понравились эти струнные квартеты
Цитировать
0 #2 Лежебока 29.01.2015 22:14
Спасибо за интеллектуальный ликбез!!!
Цитировать
0 #1 Элла 19.11.2014 10:52
Случайно попала на этот сайт. Под впечатлением! Спасибо разработчикам!!!
Цитировать
Добавить комментарий