Дата рождения: 16 сентября 1887
Место рождения: Париж
Страна: Франция
Дата смерти: 22 октября 1979
(Джульетта) Надя Буланже ((Juliette) Nadia Boulanger) (16 сентября 1887 - 22 октября 1979) - французский композитор, дирижер и педагог, у которой учились многие известные композиторы и исполнители 20-го века.
Родившись в музыкальной семье, она с отличием закончила Парижскую консерваторию, но предположив, что её композиторский талант хуже, чем у младшей сестры Лили, она отказалась от композирования и занялась педагогической деятельностью. Она преподавала во многих учебных заведениях Англии и США, но основным местом её работы был Париж, где она работала более 70 лет и повлияла на несколько поколений молодых композиторов. В качестве дирижера Буланже была первой женщиной, работавшей со многими ведущими оркестрами Европы и Америки и выпустившей несколько мировых премьер.
Надя Буланже родилась в музыкальной семье. Ее бабушка, Мари-Джули Буланже, был знаменитой певицей в Национальном театре комической оперы. Её дед, Фредерик Буланже был известным виолончелистом. Её отец Эрнест Буланже (1815-1900) поступил в Парижскую консерваторию в 16 лет и учился игре на фортепиано, скрипке и композиции. В 1835 году он выиграл "Римскую премию" за одноактную оперу "Дьявол в школе" (Le Diable a l'Ecole), позже он преподавал пение в консерватории. В 1874 году, во время своих выступлений в России, он встретился с молодой замужней учительницей княгиней Раисой Ивановной Суваловой (ур.Мышецкая), она переехала в Париж для обучения в его классе вокала. В 1877 году они поженились, разница в возрасте была почти сорок лет. Их первый ребёнок Джульета Надя Буланже родилась в Париже через десять лет, ёще через шесть лет родилась Лили Буланже. Стареющий отец попросил Надю заботиться о младшей сестре всю жизнь.
Первые музыкальные уроки девочки получили под руководством своей матери. В возрасте 10 лет Надя Буланже поступила в Парижскую консерваторию, ее учителями были Пол Видал,Чарлз Мари Видор, Габриэль Форе. Она также изучала орган в частном порядке с Луи Вьерном и Феликсом-Александром Гильманом. Еще во время учебы в консерватории Надя Буланже стала единственным кормильцем в семье в связи со смертью отца в 1900 году. Она начала выступать как пианист и давала частные уроки студентам. Среди ее ранних учеников была младшая сестра Лили, которая изучала с ней контрапункт. В 1906 году Буланже стал помощником Г.Форе в его органном музицировании в церкви Ла-Мадлен в Париже.
После успешного окончания консерватории, Буланже привлекла к себе внимание музыкальной общественности в 1908 году, когда в конкурсе на Римскую премию представила фугу для струнного квартета вместо необходимой по регламенту вокальной фуги. Несмотря на возражения, ей было разрешено подобное исполнение и она заняла второе место со своей кантатой "Сирена" (La sirene). Она не смогла получить первую премию и в следующем году, хотя в обоих случаях, по ее признанию, она написала лучшие кантаты. Ее младшая сестра Лили, которая, как Надя Буланже считала, была более талантливым композитором, выиграла Премьер Гран-при Рима в 1913 году и стала первой женщиной-композитором, которая смогла это сделать.
Композиции Нади Буланже, опубликованные между 1901 и 1922 годами, составляют 29 песен для голоса и фортепиано, девять больших масштабах вокальных произведений, некоторые с оркестром, пять работ для инструментального соло (орган, виолончель, фортепиано), два оркестровых произведения. Опера "Мертвый город" (La ville morte), вокальный цикл "Ранние часы" (Les heures claires), рапсодия для фортепиано и оркестра были написаны совместно с Раулем Пюньо, с которым Надя Буланже работала десять лет. Премьера оперы была запланирована на 1914 год, но из-за смерти Пюньо и начала Первой мировой войны она не состоялась, опера не исполнялась до сих пор. Сохранился полный клавир и оркестровка 1 и 3 актов.
Большинство произведений Нади Буланже относятся к периоду до присуждения её младшей сестре первой Римской премии. У Лили Буланже было слабое здоровье, а в 1918 году она умерла. После ее смерти Надя отказалась сочинять музыку, опубликовав только несколько песен в 1922 году, а затем ничего. Г.Форе считал, что она совершает ошибку, отказавшись от композирования, но она сказала: "Если есть одна вещь, в которой я уверена, это то, что моя музыка ничего не стоит."
Дирижерский дебют Нади Буланже состоялся в 1912 году. Она была первой женщиной-дирижером нескольких крупных симфонических оркестров, в том числе Нью-Йоркского филармонического, Бостонского симфонического оркестра, Филадельфийского оркестра, а в Англии Халле-оркестра из Манчестера и Симфонического оркестра BBC. В своем первом американском туре она представила премьеру "Симфонии для органа и оркестра" Аарона Копленда. В 1937 году она стала первой женщиной, дирижировавшей полным концертом Королевского филармонического общества в Лондоне. В 1938 году она дирижировала первое исполнение концерта Стравинского "Думбартон-Окс".
Как исполнитель Надя Буланже сделала несколько записей. В 1937 году HMV выпустила три набора дисков: Фортепианный концерт Жана Франсе, которым она дирижировала, "Вальсы любви" И.Брамса, где она и Дину Липатти выступили как дуэт пианистов с вокальным ансамблем и первые записи музыки Монтеверди (его мадригалы).
Особого внимания заслуживает педагогическая деятельность Нади Буланже. Композитор Нед Рорем отзывался о Буланже как "о самом влиятельном учителе со времен Сократа". Она обучила очень большое количество студентов из Европы, Австралии и Канады, а также более 600 американских музыкантов. Кроме того, практически невозможно определить характер и масштабы частных занятий многих музыкантов с Буланже, начиная от длительного и интенсивного обучения до разовых неофициальных консультаций.
Первым местом преподавания Буланже была консерватория Femina-Musica в Париже в 1907 году. Позже, она была одной из первых сотрудников в Нормальная музыкальная школа (Ecole Normale) Альфреда Корто (частная консерватория в Париже), где преподавала большое количество предметов. В 1921 году Буланже получила приглашение преподавателем в Американскую консерваторию в Фонтенбло, в 1948 году она станет директором этой консерватории. Она также преподавала в Школе музыки Лонжи и в Парижской консерватории. Среди ее первых учеников был Аарон Копленд, вслед за которым последовали многие другие молодые американские композиторы. Часть студентов Нади Буланже из 1920-х годов, в том числе Аарон Копленд, Куинси Джонс, Дено Лиди, Уолтер Пистон, Джордж Питер Тингли, Рой Харрис, Вирджил Томсон, Мишель Легран, Джо Рапосо, Филип Гласс, Эллиот Картер, создали новую школу композиции на основе её обучения.
Буланже жила в США во время Второй мировой войны и преподавала в Уэлсли колледже, Рэдклифф колледже, в Джульярдской школе. Преподавательская методика Буланже была строго академична, она не одобряла инноваций ради инноваций: "Вы должны создать язык, который затем даст свободу быть самим собой. Всегда нужно быть самим собой - это является признаком гения в себе.", помимо традиционных дисциплин она изучала со своими студентами оба тома "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха, студенты также должны были научиться импровизировать в форме фуги. Вирджил Томсон однажды сказал, что "в каждом городе Соединенных Штатов обязательно есть универмаг и ученик Буланже".
Среди европейских студентов Нади Буланже - Игорь Маркевич, Жан Франсе и Леннокс Беркли. В Англии она преподавала в школе Иегуди Менухина и читала лекции по широкому кругу тем в Королевском музыкальном колледже и Королевской академии музыки, которые транслировались на всю страну по BBC.
Она также работала в жюри международных фортепианных конкурсов, в том числе, в 1966 году, Международного конкурса имени Чайковского в Москве, под председательством Эмиля Гилельса.
Хотя зрение и слух начал исчезать в конце жизни, Надя Буланже работала почти до самой своей смерти в 1979 году.