Франциско Корреа де Араухо (Francisco Correa de Araujo) (1584 - 1654) - видный испанский (андалузский) органист, композитор и музыкальный теретик позднего Возрождения и раннего Барокко.
Франциско Корреа родился в Севилье в 1584, как и у многих испанских музыкантов той эпохи, детали жизни Корреа де Араухо мало известны. Даже годы рождения и смерти иногда подвергаются сомнению. По его утверждению, он обучался теории музыки на основе работ Франсиско де Пераса и Диего дель Кастильо. В 1599 он получил назначение на должность органиста в церкви Эль-Сальвадор в Севилье, но был вовлечен в судебный процесс с конкурентом на эту должность Хуаном Пикафортом, что задержало вступление в должность на несколько лет. В 1608 он принял сан священника. В 1630 он вступил в спор с церковным руководством и организовал акцию протеста с целью добиться повышения оплаты священникам, из-за этого был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. После этого несколько раз он безуспешно пытался искать другое место работы. После 37 лет работы в Севилье, в 1636 он, наконец, нашел его и устроился на должность органиста в кафедральном соборе города Хаэн. В 1640 он получил место в Соборе Сеговии и оставались там в течение последних 14 лет своей жизни. В конце жизни он очень сильно болел и умер в крайней нищете в Сеговии.
Ссылки на сочинения Франциско Корреа имеются в двух изданиях, опубликованных после его кончины. При жизни он опубликовал в 1626 одну книгу органной музыки "Книга тьенто". Эта публикация является не только книгой композиций, но и трактатом по теории музыки и практике исполнения. Это один из самых значительных испанских научных трудов о музыке 17-го века, дающий представление о музыкальной практике в Испании того времени. "Книга тьенто" содержит 69 работ, расположенных по возрастанию уровня сложности - признак того, что книга использовалась, в том числе, для педагогических целей.
Его органная музыка использует раздельную клавиатуру, так что верхняя и нижняя части клавиатуры (высокие и низкие ноты) можно использовать в различных остановках (изготовление различных звуков). В сравнении с его современниками в Испании и Португалии, к примеру португальцем Мануэлем Коэльо, его музыка более инновационна. Корреа использует уникальную для испанской музыки технику звучания, такую как расширенная триада, необычные ритмические группировки, а также заметный диссонанс и богатый орнамент. В теоретической части своей книги он рассматривает орнаментику (способы украшения мелодий), нотные размеры и тональность, использование различных методов и способов игры на органе.
P.S. В русском языке существует несколько вариантов произношения испанской фамилии Araujo: Араухо, Арауджо, Араушу.