Оратория "Павел" Оп.36 (1835)

Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий

Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836,  Дюссельдорф

Действующие лица:
Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"
"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. Премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия", вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура
Сюжет оратори "Павел" основан событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Оратория "Павел" оп.36 ноты

 

 


 

Оратория "Илия" Оп.70 (1846)  

 

Добавить комментарий