Биргит Нильсон - знаменитая шведская оперная певица второй половины 20-го века, драматическое сопрано. На пике своей карьеры поражала зрителей непринуждённой мощью голоса, перекрывавшего оркестр, и замечательным контролем дыхания, позволявшего удивительно долго держать ноту. Среди коллег была известна игривым чувством юмора и лидерским характером.
* Смотрите биографию Биргит Нильсон
Биргит Нильсон работала со многими дирижёрами и оперными управленцами. Особенно продуктивные творческие отношения сложились с генеральным менеджером Метрополитен-оперы Рудольфом Бингом. Нильсон выступала в Метрополитен-опере 223 раза в 16 ролях и могла бы больше, но в середине 1970-х у неё возникли проблемы с уплатой налогов в США и она не могла приехать в эту страну, пока не разработали график выплат. В Венской государственной опере она выступала 232 раза, но с дирижёром Гербертом фон Карояном у Нильсон не сложились отношения, в результате чего ей была закрыта дорога на Зальцбургский фестиваль, тем не менее они часто работали в разных других проектах. Нильсон часто спорила с дирижёрами и руководителями опер по поводу их отношения к молодым певцам, что выражалось в досрочном износе молодого голоса, вызванном завышенным планированием карьеры: "Дирижёры и менеджеры не заботятся о будущем - они просто берут следующего молодого исполнителя, когда у вас идет плохо", - говорила она.
Биргит Нильсон был также известна своей способностью "делать деньги". Она стала одной из самых высокооплачиваемых оперных певиц и не только за своё умение петь. Будучи проницательной деловой женщиной, она большую часть своей карьеры самостоятельно заключала контракты и обговаривала условия работы. Она была слишком горда, чтобы просить или выдвигать прямые требования, также она никогда не устраивала истерик и не разглагольствовала. Основным стилем её работы было уклончивое "возможно", пока импресарио сам не предлагал то, что она хотела. Когда Рудольфа Бинга спросили, трудно ли работать с Нильсон, он ответил: "Наоборот, с ней очень легко работать. Вы вкладываете достаточно денег и получаете восхитительный голос".
Биргит Нильсон была известна своими острумными высказываниями и о ней ходило немало шуток и анектодов.
- На вопрос какое самое важное требование для сопрано в роли Изольды, Нильссон сказала: "удобные туфли."
- Нильсон называла роль Турандот, одну из самых сложных ролей сопрано, своей "отпускной (выходной) ролью".
- Она говорила: "Изольда сделал меня известной, а Турандот сделала меня богатой.".
- Когда у неё спросили настоящие ли волосы в причёске Джоан Сазерленд, Нильсон ответила "Я не знаю, я ещё не дёргала за них".
- Когда Нильсон приезжала в Метрополитен-оперу, Рудольф Бинг каждый раз делал шутливый ритуал, опускаясь на колени. Впоследствии он был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари, в 1971, после чего во время их следующей встречи Нильсон сказала: "Теперь это у вас получается намного лучше, ведь вы тренируетесь перед королевой."
- Во время подготовки налоговой декларации, инспектор спросил у Нильсон, есть ли иждивенцы, она ответила: "Да только один - господин Рудольф Бинг".
- Существовало партнёрское соперничество Биргит Нильсон и тенора Франко Корелли, кто дольше может держать высокую "До". Однажды во втором акте оперы "Турандот" в Метрополитен-опере Нильсон дольше Коррели продержала ноту, разъяренный певец в антракте заявил Бингу, что не намерен продолжать спектакль, Бинг, зная как управляться с выпадами Корелли, посоветовал ему укусить Нильсон за шею, когда Калаф целует Турандот в третьем акте. Певец не укусил Нильсон, но был в восторге от этой идеи и рассказал ей о предложении Бинга. На следующий день Нильсон телеграфировала Бингу, что вынуждена отменить ближайшие спектакли, потому что заразилась бешенством от укуса Корелли.
- Однажды во время репетиции в Венской государственной опере у Нильсон порвалось жемчужное ожерелье, помогая ей собирать его, Герберт фон Караян спросил: "Являются ли они настоящими жемчужинами, купленными со сказочных сборов в Метрополитен-опере?", на что Нильсон ответила: "Да нет, что Вы, это дешевая подделка, купленная с паршивых сборов в Венской опере".
Нильсон была героиней разных историй, как смешных, так и трагических. К примеру, во время выступления на открытой "Арена ди Верона" она так взяла долгую и высокую "до", что люди за пределами амфитеатра подумали, что заработала пожарная сигнализация.
Когда Биргит Нильсон начала исполнять роль Аиды в Метрополитен-опере, сопрано Зинка Миланова, которая до этого исполняла эту роль, взяла арендованный Ролс Ройс Нильсон и сказала: "Если мадам Нильсон взяла мою роль, то я возьму её автомобиль."
Как говорили её знакомые, Биргит Нильсон перед Вагнеровскими партиями разогревала голос исполнением арии Королевы Ночи из "Волшебной флейты Моцарта".
Начиная с лета 1968 года, после выступления на Байротском фестивале Биргит Нильсон девять тяжелых лет преследовал поклонник. Все началось с букетов красных роз перед каждым выступлением с подписью "Л.Блэк". Этим поклонником оказалась американская модель и актриса Нел Теобальд. Она была одержима певицей, сопровождала Нильсон во всех её гастролях, присылала цветы, останавливалась в соседних комнатах отелей и обедала в одних ресторанах, обзванивала ее друзей и знакомых. Потом начались пропажи личных вещей певицы - фотографии, одежда, драгоценности и даже бельё. Этот кошмар продолжался девять лет, до самоубийства Нел Теобальд в 1977 году.