Первая половина 19 века, возможно, дала оперному миру больше всего талантливых композиторов, благодаря которым мы знаем оперу такой, какая она есть. Можно назвать только троих: Вагнер, Верди и Чайковский. Ни в каком другом полувековом периоде не родилось столько мастеров оперной сцены, как 1800-1850 годах.
Начало см. :
1. Антология оперы. Композиторы 1550-1699
2. Антология оперы. Композиторы 1700-1799
Винченцо Беллини (1801-1835) - крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. За счет таких работ, как "Капулетти и Монтекки" (1830), "Норма" (1831) и "Пуритане" (1835), в которых органично соединены вдохновенная мелодика, лирическая выразительность и драматургическая цельность, Беллини занимает почетное место в истории оперы.
Гектор Берлиоз (1803-1869) - музыкальное величие Берлиоза было не понято современниками на его родине - во Франции, но высоко ценилось за границей - в Германии и России, после смерти маэстро его и на родине провозгласили главой новой французской музыкальной школы. Его оперные шедевры "Бенвенуто Челлини" (1838), "Беатриче и Бенедикт" и единственная французская опера той эпохи, которая бросила вызов музыкальным драмам Вагнера - эпическая дилогия "Троянцы" (1855—1859). Драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846) в последнее время также стала относиться к жанру оперы.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - родоначальник русского романса и русской классической музыки, в том числе и оперной традиции. Его шедеврами считаются первая русская опера "Жизнь за царя" (1836), в которой особо выделяется заключительный гимн "Славься" с многоголосым хором, оркестром и с настоящими колоколами и не принятая во время премьеры, но впоследствии признанная величайшим достижением композитора опера-сказка "Руслан и Людмила" (1842).
Амбруаз Тома (1811-1896) - французский композитор, его вкладом в оперу были "Миньон" (1866) и "Гамлет" (1868). "Гамлет" примечателен тем, что помимо красивой музыки Тома впервые использовал в опере саксофон, а также изменил сюжет либретто, сделав счастливый конец, и даже Верди отказался от своих собственных намерений сочинить "Гамлета" в знак уважения к Тома.
Рихард Вагнер (1813-1883) - своими "музыкальными драмами" Вагнер совершил революцию в опере. В своих потрясающих грандиозными масштабами операх он отказался от традиционной структуры - законченных арий, хоров, ансамблей, введя взамен протяженные монологи и диалоги, сливающиеся в сквозные вокальные партии нового типа и, главное, он придал особую роль оркестру, выдвинув его на передний план и поручив ему исполнение основных музыкальных тем. Эти нововведения неоднозначно были приняты многими не менее великими композиторами, считавшим недопустимым чрезмерное занижение вокальной составляющей оперы и громадный перевес инструментально-симфонической. Его бесспорными шедеврами являются "Летучий голландец" (1843), "Тангейзер" (1845), "Лоэнгрин" (1850), "Тристан и Изольда" (1865), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868), "Парсифаль" (1882) и прежде всего его эпическая тетралогия "Кольцо Нибелунга", состоящая из четырех частей: "Золото Рейна" (1869), "Валькирия" (1870), "Зигфрид" (1876), "Гибель богов" (1876), общей продолжительностью более 15 часов.
Джузеппе Верди (1813-1901) - одна из центральных фигур мировой оперы, в течение всей своей долгой композиторской карьеры постоянно развивал свой богатый композиционный стиль. В его творчестве просматривается всё самое лучшее из стилей многих других композиторов, в том числе и некоторые вещи Михаила Глинки, но все это так умело объединено его талантом, что у Верди получился свой уникальный стиль. Среди многочисленных его шедевров особенно выделяются "Риголлето" (1851), которую автор считал своей лучшей работой, "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), "Дон Карлос" (1867), "Аида" (1871) и "Отелло" (1887). Оперы Верди и сегодня являются самыми исполняемыми на мировых сценах.
Шарль Гуно (1818-1893) - французский композитор, сочинявший лирические оперы на литературные темы, в том числе "Ромео и Джульетта" (1867) и его "Фауст" (1858, пререработан в 1869), который был одной из самых популярных опер, только за первые неполные 30 лет он выдержал более тысячи представлений и до сих пор остаётся в репертуарах мировых театров.
Жак Оффенбах (1819-1880) - основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты. Его остроумные и жизнерадостные работы с запоминающимися мелодиями имели огромный успех у парижской аудитории. Из многочисленных произведений Оффенбаха можно выделить слудующие: "Прекрасная Елена" (1864), "Парижская жизнь" (1866), "Орфей в аду" (1858/74). Оперной классикой также считается серьёзная опера "Сказки Гофмана" (1881), завершенная уже после смерти композитора.
Бедржих Сметана (1824-1884) - создатель чешской национальной композиторской школы и оперы. Его шедеврами считаются исторический эпос "Далибор" (1867) и народная комедия "Проданная невеста" (1866/74), вышедшие на мировые сцены.
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - русский учёный, общественный деятель и композитор. Наиболее значительным произведением Бородина признаётся опера "Князь Игорь" (1869—1887), над которой автор работал 18 лет. "Князь Игорь" является образцом национального героического эпоса в музыке и по праву является одним из шедевров отечественного оперного репертуара.
Камиль Сен-Санс (1835-1921) - французский композитор, музыкант, писатель, карикатурист, сочинил чуть более десятка опер, одна из которых "Самсон и Далила" (1877), названная Н.Римским-Корсаковым "идеалом оперной формы", имеет гарантированное место в мировом репертуаре.
Лео Делиб (1836-1891) - французский композитор, чья "Лакме" (1883) достойно продолжает традиции французской лирической оперы. "Цветочный дуэт" из первого акта этой оперы принадлежит к числу неустаревающих шедевров.
Жорж Бизе (1838-1875) - бесспорный шедевр Бизе "Кармен" (1875) является одним из основных спектаклей в репертуаре оперных театров мира и имеет огромное число поклонников. Неудача во время премьеры подорвала здоровье композитора и своё триумфальное признание опера получила только после его смерти.
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - пренебрегая традициями западной музыки, Мусоргский стремился к достижению уникальной русской музыкальной индивидуальности. Его единственный полностью законченный шедевр "Борис Годунов" (1869/74) оказался вдохновением для многих поколений русских композиторов. Его незаконченная "народная музыкальная драма" "Хованщина" (1872-1880), ставившаяся во многих редакциях, в том числе Стравинского, Шостаковича, Ростроповича, до сих пор имеет не только художественную, но и социально-политическую значимость.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - одна из важнейших фигур всей классической музыки. Мировая слава Чайковского как оперного композитора в основном опирается на две работы: "Евгений Онегин" (1878) - непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонично объединилась с прекрасной искренней музыкой, полной тепла и драматизма, и "Пиковая дама" (1891) - уникальная по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия.
Антонин Дворжак (1841-1904) - ведущий оперный чешский композитор во временном периоде между Б.Сметаной и Л.Яначеком. Его лирическая сказка "Русалка" (1901) составляет гордость чешского оперного искусства и является одной из самых популярных чешских оперных работ в мире.
Жюль Массне (1842-1912) - один из самых великих французских мелодистов "Прекрасной эпохи" (Belle Epoque), Массне был плодовитым и универсальным композитором, чьи работы охватывают широкий круг тем. Его популярность была несколько утрачена после Первой мировой войны, но в конце 20-го века вновь возник интерес к его наследию, его оперы, к примеру "Манон" (1884) и "Вертер" (1892), заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - русский композитор и создатель отечественной композиторской школы, среди его учеников были Стравинский и Прокофьев. Любимыми сюжетами Римского-Корсакова были сказочные темы, красочные "Снегурочка" (1881) и "Садко" (1893-96) ярко свидетельствуют об этом, но также ему удавались и исторические ("Псковитянка" (1868-72)) и психологические ("Моцарт и Сальери" (1897)) оперы. Кроме написания своих произведений он много сил и времени отдавал на подготовку и завершение работ своих покойных друзей - Мусоргского и Бородина.
Продолжение см.: Антология оперы. Композиторы 1850-1899
супер
=))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) ))))