Кларнет - один из немногих музыкальных инструментов, о дате появления которых можно сказать более или менее определённо. Исследователи сходятся на том, что он создан в 1701 году нюрбергским мастером деревянных духовых инструментов Иоганном Кристофом Деннером (1655-1707), который усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо.
Два принципиальных различия позволяют говорить о рождении нового инструмента: Во-первых, Деннер заменил трубочку с надрезным язычком камышовой пластинкой - тростью, прикреплённой к деревянному мундштуку, и убрал камеру, в которой она находилась (характерная черта инструментов эпохи Ренессанса), что позволило, изменяя давление губ исполнителя на трость, оказывать влияние на качество получаемого звука. Во-вторых, он ввёл клапан доудецимы, облегчающий передувание, и , тем самым, расширил диапазон нового инструмента. Звуки верхнего диапазона кларнета напоминали современникам тембр высокой трубы - кларино (clar - светлый, ясный), что и дало название инструменту - уменьшительное итальянское clarinetto.
К середине VXIII века известны отдельные случаи применения нового инструмента в оркестровых партитурах, а в 1755 году кларнеты были введены во все французские военные оркестры. Стараниями многих музыкальных мастеров, среди которых следует назвать сына Деннера - Якоба, Бертольда Фрица, Иосифа Беера и Ксаверия Лефевра, кларнет был усовершенствован, и к концу века занял прочное место в в европейских оркестрах. Однако, аппликатурные трудности, присущие кларнету конструктивно (см. "немного физики"), не позволяли свободно играть во всех тональностях.
Исполнители и мастера находили выход из этой ситуации в том, что создавали инструменты разного размера, звучащие в той или иной тональности в зависимости от своей длинны. Эта проблема полностью не решена и до сих пор, и современные профессионалы-кларнетисты носят в футлярах два инструмента: "in B", транспонирующий на большую секунду вниз, и "in A", транспонирующий на малую терцию вниз. Прочии же разновидности (см. галерею), используются, скорее, не для удобства игры, а по причине своего различного тембра. (Хотя композиторы, начиная с В.-А. Моцарта, используют и различие в тембрах кларнетов "in B" и "in A")
НЕМНОГО ФИЗИКИ
Кларнет принадлежит семейству деревянных духовых инструментов. В группу объединяются инструменты не по признаку материала, из которого они изготовлены, хотя большинство из них действительно деревянные, а по особенностям конструкции: высота звука изменяется путём открытия и закрытия отверстий, просверленных в стволе инструмента. К группе, в современном оркестре, относятся, помимо кларнета, флейта, гобой, фагот и саксофон (все со своими разновидностями). Так же, по указанному признаку, к ней можно отнести блок-флейту и многочисленные народные инструменты: жалейку, зурну, най и т.д.
Но в ряду своих собратьев кларнет выделяют несколько уникальных отличий, определяемых акустическими особенностями звукообразования. Главное, определяющее все прочие, конструктивное отличие состоит в том, что кларнет – инструмент, имеющий цилиндрическое, а не коническое сверление канала ствола. (Флейта, тоже цилиyдрический инструмент, имеет оба открытых конца канала). Благодаря этому звук в канале возникает как в "закрытой трубе", т.е. присутствуют только один узел и одна пучность.
звуковая волна в открытой трубе
звуковая волна в закрытой трубе
По длине звучащей части канала умещается только половина звуковой волны, вторая половина образуется отражением от закрытого конца, таким образом, кларнет звучит на октаву ниже, чем "открытая труба" такой же длинны (ср. с флейтой). Эта же акустическая особенность обуславливает то, что в спектре кларнетового звука отсутствуют чётные обертоны, и, так называемое, “передувание” происходит не на октаву, как у прочих инструментов, а на дуодециму. Поэтому аппликатура кларнета, по сравнению с другими деревянными, усложнена (потребовались дополнительные клапаны для заполнения “лишней” квинты), а диапазон насчитывает почти четыре октавы (здесь с кларнетом из духовых инструментов может поспорить, разве что, только валторна). По этой же причине так сильно различается по тембру звучание кларнета в разных регистрах.