Дата рождения: 9 октября 1835
Место рождения: Париж
Страна: Франция
Дата смерти: 16 декабря 1921
Камиль Сен-Санс (полное имя Шарль-Камиль Сен-Санс, фр. Charles Camille Saint-Sans) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса, происходившего из норманской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта. Концерт прошёл с большим успехом, известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».
Помимо музыки, юный Сен-Санс интересуется французской историей и литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ? математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848 г. Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851 г. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ? скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 г. Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857 г.
Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени П.Виардо, Ш.Гуно, Д.Россини, Г.Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ? «Прялка Омфалы» (1871 г.), «Фаэтон» (1873 г.), «Пляска смерти» (1874 г), «Юность Геракла» (1875 г.). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного во Франции Генделя.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах. Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. В 1861-1865 гг. он преподаёт в Школе Нидермейера, где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 г. он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Мориса Равеля. В числе симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 г. Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.
В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, тепло относившегося к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 г. в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон и Далила" был представлен лишь в 1892 г. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц, достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и других стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка", 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне", "Арагонская хота". Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса".
В ноябре 1875 г. Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку, он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского "Борис Годунов".
В 1875 г. он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте. В 1881 г. Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.
В 1877 г. была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878 г. На рубеже 1870?80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 г. его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного Легиона.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них "Материализм и музыка" (1882 г.), "Гармония и мелодия" (1885 г.), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894 г.), "Портреты и воспоминания" (1900 г.), а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта. После смерти Э. Гиро Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
В 1886 г. Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, так как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 г. Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 г. во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.
К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. В 1900-1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ? Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов, чья музыка использовалась в кинематографе - в 1908 г. он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».
В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 г. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.