Модернизм.
Музыка в период 1910 - 1960 гг.
ХХ век - время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения.
Одной из значительных фигур, изменивших музыку в первой половине столетия, был Арнольд Шёнберг - австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед. Возглавляемая им группа музыкантов решила, что тональная музыка (логическое построение соразмерных аккордов) исчерпала себя, и они предложили так называемую атональную музыку и 12-тоновой систему композиции (известную как "додекафония" или "серийная техника"). Такая музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, не все композиторы восприняли их идеи.
Сергей Рахманинов продолжал сочинять в своем собственном богатом, романтическом стиле. Другие композиторы, например
Ян Сибелиус, чувствовали себя отставшими от времени и просто прекратили сочинять музыку.
Успешными стали те композиторы, которые сумели найти золотую середину. Рихард Штраус начинал в 1890-ых в романтическом стиле, но стал одним из первых крупных композиторов, перешедших к модернизму.
Игорь Стравинский, один из самых успешных композиторов двадцатого века, потрясал и восхищал зрителей на протяжении всей своей 70-летней карьеры своими неистовыми "механическими" ритмами и новым типом гармонии.
Как никогда прежде, огромное влияние на музыку оказали политические события первой половины XX века. Войны, революции, социальные и экономические потрясения встряхнули мир в прошлом веке. Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, вероисповедания или национальности, было много ограничений и запретов на музыку, которая создавалась.
Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать со своей родины и искать себя в других странах.
Многие не смогли показать весь свой потенциал, например
Дмитрий Дмитриевич Шостакович -
русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль.
Многие композиторы в поисках вдохновения снова и снова обращаются к народной музыке. Бела Барток, венгерский композитор, изучал
крестьянский фольклор (венгерский, румынский, словацкий, турецкий и др.) и соединил фольклорный мелос с приёмами музыкального авангарда, став одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов в музыке XX века. Американские композиторы начали привлекать свою собственную родную музыку - джаз, ведущими композиторами в этом направлении были Джордж Гершвин и Дюк Эллингтон.
Вторая мировая война, Холокост, Хиросима убедили многих послевоенных композиторов, что они должны были оставить прошлое позади и находить все более прогрессивные методы и идеи. Модернизм в музыке был в том, что впервые музыканты и слушатели поняли, что музыка не должна быть ограничена традиционными направлениями, а может быть совершенно различной, и каждая имеет право на существование.
Великие произведения 20-го века:
Стравинский "Весна священная", "Жар-птица"
Барток Концерт для оркестра
Гершвин Концерт для фортепиано с оркестром, "Порги и Бесс"
Шостакович Симфония № 5, Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Прокофьев "Ромео и Джульетта"
/aquot;,
К музыке неравнодушен,
Кто читает враз с листа –
Сумка тоже не пуста!
Если ты матерый профи -
загляни на "чашку кофе",
Много ссылок интересных,
разных фактов неизвестных,
Ноты, midi, mp3 –
всё найдёшь ты тут внутри:
https://waldemar54.mylivepage.ru
и здесь:
https://waldemar-waldemar.mylivepage.ru