Иероним Преториус (Hieronymus Praetorius) (10.08.1560 - 27.01.1629) - северогерманский композитор и органист позднего Возрождения и раннего Барокко. Однофамилец более известного композитора Михаэля Преториуса, хотя в семье Иеронима Преториуса было много выдающихся музыкантов 16-17 вв.
Иероним Преториус родился в Гамбурге, и провёл в нём большую часть жизни. Преториус в детстве научился игре на органе у своего отца, тоже композитора Якоба Преториуса, после чего отправился в Кёльн для дальнейшего обучения. В 1580 он становится органистом в Эрфурте, но через два года в 1582 возвращается в Гамбург. Возвратившись домой, он начинает работать со своим отцом помощником органиста в церкви Святого Иакова, после смерти отца в 1586 становится главным органистом. В этом же году родился его сын Якоб, которому также предназначено было стать композитором.
В 1596 он отправился в Грёнинген, где встретился с Михаилом Преториусом и Гансом Лео Хасслером и познакомился с их музыкой, а через неё и с основными тенденциями современной и прогрессивной Венецианской школы.
Он оставался в Гамбурге органистом в церкви Святого Иакова до своей смерти.
Иероним Преториус написал много месс, музыку для десяти магнификатов и много духовных песнопений в основном на латинском языке. Большинство его музыки создано в Венецианском полихоральном стиле, который использует разделение голосов на несколько групп. Эта композиции были первыми в северной Германии, написанными в прогрессивном Венецианском стиле. Хор численностью около 20 голосов делился на 2-3-4 группы и должен иметь хорошо подготовленных и опытных музыкантов в своём распоряжении для правильного исполнения.
Будучи прогрессивным в использовании Венецианского стиля, он консервативно обращался к латинскому языку и избегал басса баса континуо, который с нетерпением приняли многие другие его немецкие композиторы-современники. Большинство его вокальной музыки а капелла.
Преториус был первым композитором, составившим коллекцию из четырёхголосых немецких хоралов в сопровождении органа, музыка, которая станет стандартом в протестантской церкви на несколько столетий. Музыка в коллекции была собрана из четырех церквей в Гамбурге, 21 из 88 произведений были его собственного сочинения.
Некоторые из его композиций для органа сохранились, включая 9 песен-магнификатов, которые используют конрапункт в стиле кантус фирмус (мелодия в одном из голосов полифонического многоголосия, на основе которого создавалось всё произведение путем приписывания к нему других голосов).
В дополнение к известным его работам в последнее время для многочисленных анонимных немецких произведений с уверенностью устанавливается авторство Иеронима Преториуса.