Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего Барокко. Находясь в далеке от крупных центров музыкальной деятельности, он был изысканным композитором в стиле франко-фламандского композитора Орландо ди Лассо. Составил очень влиятельный научный труд о риторическом применении композиционных приемов.
Иоганн Нуций родился в городе Гёрлиц, в Нижней Силезии. Учился в гимназии в Гёрлице у Иоганна Винклера, который был поражен способностями Нуция и ссылался на него с благоговением в своих поздних работах. В 1586 он стал монахом в одном из монастырей в Верхней Силезии и там получил гуманитарное образование в дополнение к своему музыкальному. Поднимаясь по служебной леснице, он становится дьяконом в монастыре, а затем аббатом в Гиммелвитце (сейчас Емельница, Польша). Однако, в 1598 он передал большую часть своих обязанностей помощникам, а сам занялся написанием музыкального трактата. Иоганн Нуций умер в Емельнице в 1620.
Нуций опубликовал два сборника мотетов, содержащих в общей сложности 102 мотета и несколько месс, его произведения были опубликованы в Праге и Легнице. Сочинения были в гомофонном стиле, но с изобилием выразительных средств, точное применение которых он впоследствии подробно описал в своем основном трактате "Поэтика музыки" (Musices poeticae).
Этот научный труд принёс ему славу и авторитет, его известность продолжалась как минимум до 18-го века. Трактат "Поэтика музыки" повлиял на три знаменитых немецких трактата эпохи барокко о музыке: "Устройство музыки" (Syntagma musicum) (1618) Михаэля Преториуса, "Критика музыки" (Critica musica) (1722-1723) Иоганна Маттезона и "Музыкальный лексикон" (Musicalisches Lexicon) (1732) Иоганна Готфрида Вальтера.
"Поэтика музыки" является руководством по композиции. Основное внимание она уделяет контрапункту и включает в себя девять глав, которые охватывают разнообразные темы, такие как определение музыки, определение звука, интервалы, созвучие и диссонанс, музыкальные тональности, каденции, правильная техника композиции для различного числа голосов и другое. Наиболее известна седьмая глава с уникальным перечнем конкретных музыкальных методов, которые могут быть использованы для выражения различных чувств. Все методы, описанные им, приведены с текстовыми примерами для непосредственного практического применения. Некоторые их этих методов введены им впервые, например, использование паузы для усиления драматического эффекта.
Это первое в немецком Барокко сравнение музыкальных и риторических методов, идея, которая была позднее расширена Бурмейстером и Маттезоном.
Хотя многое в его работах основано на работах композиторов прошлого, в частности Лассо, в разделе о риторических методах в музыке он оригинален и выражает быстро меняющуюся практику переходного периода от Возрождения к Барокко.