Гайдн выходит из тени Моцарта.
Йозеф Гайдн умер 200 лет назад 31 мая 1809 года, и Австрия, его родина, официально отмечает эту годовщину сотнями концертов, выставками и другими мероприятиями, посвящёнными музыке и памяти одного из величайших композиторов мира.
Без сомнений, Гайдн был великим композитором. "Отец симфоний" внес неоценимый вклад в развитие других жанров, таких как струнный квартет, соната и концерт. Его оратории - золотой стандарт. В творческом плане он был необычайно плодовитым, его музыкальное наследие включает более 100 крупных произведений и сотни небольших работ.
Но в стране, которая дала миру Амадея Моцарта, Гайдну было тяжело. Моцарт был вундеркиндом, создателем более 600 произведений, и смерть в 35 лет увековечила его. Его гений сделал его суперзвездой, его имя известно даже людям весьма далёким от музыки. Он любил шутки, был дерзким, ярким и привлекательно человечным.
Гайдн сам боготворил гений своего младшего друга и ученика. "Насколько неподражаемы работы Моцарта, как они глубоки, музыкально интеллектуальны, и как необычно чувствительны!" - писал Гайдн. Отец Моцарта цитировал Гайдна: "Ваш сын - самый великий композитор, которого я знаю."
Гайдн любим теми, кто знает его музыку. Но немузыкальному большинству он неизвестен. Трудно ожидать такого же внимания, как к Моцарту, для человека, который был известен как "Папа Гайдн", кто умер в 77 лет после спокойной жизни в своём имении, чьи инструментальные работы некоторые несправедливо считают тяжеловесными и манерными по сравнению с произведениями Моцарта, и кто остается в значительной степени неизвестным немузыкальному миру. И это совершенно не заслужено. Попытки сравнивать и устанавливать, кто из композиторов лучше, просто глупы и недостойны внимания.
200-летнюю годовщину смерти Гайдна широко отмечают во всем мире. Австрия была лишь частью грандиозного классического представления, состоящего из 21 действия, которое охватило весь мир. Папа римский Бенедикт XVI, любитель Моцарта, отслужил воскресную мессу в базилике Святого Петра, во время которой исполнялась гайдновская "Harmoniemesse". Важность события подчёркивалась тем, что исполнителем был не обычный Ватиканский хор, а великолепно-ошеломляющий Кёльнский Камерный оркестр и хор из Кёльна. Сам опытный пианист, Бенедикт XVI в своей проповеди охарактеризовал Йозефа Гайдна как "великого музыканта", а его "Harmoniemesse" назвал "возвышенной симфонией к Божественной славе".
Но Гайдн более, чем великолепный. У него и его музыки также была тёплая, юмористическая сторона. Его "патрон", принц Николай Эстерхази, имел привычку подрёмывать на концертах, и Гайдн поместил неожиданно громкий аккорд в свою "Неожиданную симфонию", чтобы вернуть принца из его мечтаний. Или "Прощальная симфония" - Гайдн сделал её заканчивающейся последовательно уменьшающимися инструментальными частями, и на премьере музыканты уходили со сцены один за другим, пока только Гайдн не остался стоять в одиночестве. Сделано это было ради того, чтобы принц Эстерхази обратил внимание, что музыканты нуждаются в отпуске.
Любитель вина, Гайдн настоял, чтобы часть его ежегодной зарплаты была выплачена этим напитком. Он поклонялся женщинам, за исключением своей жены, которая имела обыкновение использовать бумагу для партитуры как бигуди для волос. Гайдн был наставником Моцарта, и Моцарт свободно использовал элементы музыки старшего композитора в своих работах.
И несмотря на свою относительную безвестность в наше время, в своё время он был великим.
Во время смерти Гайдна Вена была в руках армии Наполеона, сам император приказал выставить круглосуточный почётный караул.
В последнее время во всем мире наблюдается растущий интерес к Йозефу Гайдну и его произведениям. Люди начинают понимать, что, кроме Моцарта, есть другой великий австрийский композитор - Франц Йозеф Гайдн.