Стефано Ланди (Stefano Landi) (крещён 26.02.1587 – 28.10.1639) - итальянский композитор и педагог римской школы эпохи раннего Барокко. Он был влиятельным композитором в развитии ранней оперы и написал первую оперу на историческую тему "Святой Алексий" (1632).
Стефано Ланди родился в Риме в 1587. В 1595 он начал учиться в Римском колледже (Collegio Germanico) и петь в церковном хоре колледжа, его учителем был Асприло Пачелли. В 1599 Ланди принял самый младший духовный сан, в 1602 он начал учиться в Римской семинарии. В тот период капельмейстером семинарии был Агостино Агаццари и, возможно, он был одним из учителей Ланди. Документы семинарии упоминают о нём как о композиторе и режиссёре одного из карнавалов в 1607, а также называют его органистом и певцом. В 1614 он стал капельмейстером церкви Санта-Мария-делла-Консолацьоне.
В 1618 Ланди переехал на север Италии и в Венеции опубликовал книгу 5-голосых мадригалов, в этом же году он получил должность хормейстера в Падуе. В Падуе он написал свою первую оперу "Гибель Орфея" (La morte d'Orfeo), которая использовалась как часть торжеств к свадьбе. Его пребывание на севере Италии имело важное значение для развития его стиля, здесь он познакомился с прогрессивными работами венецианской школы, которые, как правило, избегались консервативным Римом.
В 1620 Ланди вернулся в Рим, где провел остаток своей жизни, служа разным семействам и покровителям, среди них кардинал Савойский Морис, семьи Боргезе и Барберини, в 1629 он также стал певцом папского хора. Именно для семьи Барберини, для открытия их театра "Четырёх фонтанов" в 1632 Ланди написал свою самую известную работу - оперу "Святой Алексий". В целом Ланди был достаточно продуктивным композитором и сочинял много месс, арий, респонсориев, преимущественно в стиле "второй практики", довольно смелое решение, т.к в консервативном Риме считалось (и требовалось), чтобы духовная музыка сочинялась в соответствии с рекомендациями Тридентского собора - в стиле "первой практики" Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Примерно с 1636 его здоровье сильно ослабло и в 1639 Стефано Ланди умер в Риме и был похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валличелла.
Одной из особенностей музыки Ланди является тот факт, что его светская музыка более консервативна, чем большинство духовной. Мадригалы, арии и другие песни для голоса почти ничем не отличаются от стиля многих композиторов конца 16-го века, за исключением баса континуо. Из церковной музыки только 2 мессы написаны в устаревшем стиле "первой практики", в остальных мотетах, псалмах и других песнопениях он использует венецианский стиль кончертато, с которым познакомился во время пребывания на севере Италии.
Самой известной на сегодняшний день его работой, а также одной из самых значительных опер раннего Барокко является его произведение "Святой Алексий", основанное на жизни и деяниях преподобного Алексия, жившего в пятом веке. "Святой Алексий" было одним из первых музыкально-драматических произведений, в котором успешно объединился монодийный стиль и полифония. Это не только первая опера, написанная на историческую тему, но также это новый тип оперы, в которой композитор дает психологическую характеристику героя и тщательно описывает внутреннюю жизнь святого. В ней много комических сцен, высмеивающих современную жизнь Рима 17-го века.
В основном опера исполнялась певцами из папского хора, некотрые части "Святого Алексия" очень высоки и должны были исполняться певцами-кастратами. Сопровождающий оркестр отвечал последним нововедениям, Ланди отказался от устаревших виол и использовал скрипки, виолончели, арфы, лютни, теорбы и клавесин. В начале оперы он включил несколько вводных канцон, это была первая увертюра в истории оперы. Сочетание танцев и комических частей с серьезными ариями, речитативами и даже мадригальными плачами было крайне эффективным средством повысить драматизм произведения, опера была очень популярна и ставилась много раз.