Агостино Агаццари (Agostino Agazzari) (02.12.1578 - 10.04.1640) - итальянский композитор и музыкальный теоретик.
Агаццари родился в Сиене в аристократической семье и с детства получил хорошее образование. В 1600 он издал в Венеции две книги своих мадригалов. В 1601 Агаццари переехал в Рим и стал преподавателем в Германо-венгерской коллегии (семинарии).
Во время работы в Риме он познакомился и стал другом и последователем Лодовико Гросси да Виадана, одного из новаторов генерал-баса. В Риме он выпустил ещё три книги своих произведений. В 1607 Агаццари вернулся в Сиену и занял должность первого органиста в городском кафедральном соборе, а в 1630 стал капельмейстером этого собора до конца своей жизни.
Агаццари сочинял в основном только духовную музыку. В его наследие входят мадригалы, мотеты, псалмы, мессы и др. песнопения для 1-8 голосов, часто с инструментальным сопровождением (органом). Его произведения вошли в шесть его книг, а также во многие другие музыкальные сборники, общим числом 15 книг. Самым известным его произведением является пасторальная драма "Eumelio" (1606). Стилистически эта драма похожа на знаменитую композицию Эмилио де Кавальери "Rappresentatione di Anima, et di Corpo" (1600), считающуюся первой ораторией. В предисловии к драме он упоминает, что ему было предложено создать музыку к тексту всего за один месяц до представления. Он сочинил её за две недели и оставшееся время ушло на создание копий и репетиции, что даже для сегодняшнего времени впечатляюще быстро. Эту драму считают "первой римской оперой" и "первой церковной оперой". Большинство духовных произведений Агаццари созданы в прогрессивном стиле раннего Барокко, с использованием баса континуо, с другой стороны его немногочисленная светская музыка вся создана в устаревшем полифоническом стиле Возрождения, ситуация почти уникальная среди композиторов раннего Барокко.
Наибольшую известность Агаццари принёс его теоретический труд "Del sonare sopra il basso" (1607) - одна из самых ранних работ, исследовавших существующую практику применения генерал-баса. Большая часть этого трактата основана на материале первого сборника духовной музыки с использованием генерал-баса "Cento concerti ecclesiastici" (1602), автором которого был его друг Лодовико да Виадана. Этот трактат был чрезвычайно важным для распространения техники генерал-баса по всей Европе, к примеру Михаэль Преториус использовал много материала из него в своём научном труде "Устройство музыки" (1618-1619).
Музыкальное творчество Агостино Агаццари, несмотря на свою интересность, не получило достаточного признания и внимания, в первую очередь это связывают с его работой в Сиене, которая хоть и была важным культурным центром, но не в музыке.