В 2020 году весь мир классической музыки будет праздновать 250-летие со дня его рождения. В честь этой знаменательной даты приведём несколько известных (или не очень известных) фактов, а может быть домыслов о великом композиторе - Бетховене.
- У него была буйная шевелюра и всё время задумчивое (даже суровое) выражение лица. Мы никогда не видели изображения, где бы он был улыбающимся, но, конечно, он улыбался и несомненно любил шутки.
- Бетховен был душевно щедрым человеком, умел сострадать другим. "Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь", — говорил он, хотя сам часто терпел нужду и лишения.
- Он любил длинные прогулки на природе, пасторальные пейзажи вдохновляли его на шедевры.
- Он был космополитом, 39 раз за свою жизнь менял место жительства. Когда он прибыл в Вену, она уже была культурным центром Европы, он добавил ей значительности.
- Когда он был молод, он учился у Йозефа Гайдна, как его называли "Папа Гайдн". Как композитор Гайдн впервые определил место симфонии в музыке. Бетховен сделал ещё больше, в любой современной симфонии мы услышим форму первых симфоний Бетховена.
- Учителя считали Бетховена упрямым и неуправляемым. Он очень неохотно признавал их авторитет. Гайдн с трудом принимал непослушный характер и дерзкие мысли своего ученика, но впоследствии, когда их пути разошлись, скучал по нему.
- Своей третьей симфонией "Героическая" он открыл новые просторы для творчества, там, где никто не мог предположить их существование. Этот шедевр художественной дерзости сопоставим со вспышкой сверхновой.
- В начале он посвятил свою симфонию № 3 Наполеону, но после того, как стало известно, что Наполеон провозгласил себя императором, он изменил посвящение на "Героическая симфония, созданная во славу великого человека".
- Он был пианистом и как композитор-пианист сам исполнял свои произведения, большинство музыкантов и дирижеров предпочли бы другого исполнителя. Бетховен мог быть требовательным, упрямым, невыносимым.
- В середине своей жизни он начал глохнуть. Он опасался, что критики, узнав о его недуге, будут высмеивать его - как мог композитор говорить на публике: "Говорите громче. Я Вас не слышу.". Он отстранился от общества. Мы знаем, что потеря слуха принесла ему очень большие душевные страдания и погрузила его в пучину самых мрачных дней его жизни. Мы знаем, что он поднялся из тьмы с отчаянным мужеством.
- Бетховен был неряшливым человеком. В детстве, когда его ругали за неопрятность, он говорил, что когда он станет великим человеком, это не будет имеет никакого значения.
- Бетховен был невысокого роста, с большой головой, густыми бровями и жесткими, черными как смоль волосами. У него было крепкое телосложение, широкие плечи и сильные руки. И ещё он был немного неуклюжим, часто рассыпал вещи или проливал воду.
- Бетховен никогда не был женат. Существуют несколько гипотез о вероятной "Бессмертной возлюбленной", но имя её неизвестно. Он был глубоко одинок, мы слышим это в его музыке, наполненной идиллическими мечтами.
- Когда Вольфганг Амадей Моцарт исправлял ошибки в своих партитурах, видно, что все его корректировки выполнены изящно, быстро, уверенно. В партитурах Бетховена - размазанные чернила, грубые вычёркивания, порванная бумага - признаки эмоциональной природы композитора, его гнева, отвращения, презрения к своим ошибкам.
- Музыка Бетховена противоречила принципам Венского общественного мнения, ожидавшего от музыки только наслаждения. Он ввёл агрессию, разрушение, трагедию, тревогу в музыкальное искусство.
- Он жил в эпоху великих умов Просвещения, таких как Джефферсон, Руссо и его соотечественник Иммануил Кант. Хотя Бетховен не был философом, тем не менее он написал в своём дневнике подобие Кантовского афоризма: "Моральный закон в нас, и звездное небо над нами".
- Он был космополитом, 39 раз за свою жизнь менял место жительства. Когда он прибыл в Вену, она уже была культурным центром Европы, он добавил ей значительности.
- Когда он был молод, он учился у Йозефа Гайдна, как его называли "Папа Гайдн". Как композитор Гайдн впервые определил место симфонии в музыке. Бетховен сделал ещё больше, в любой современной симфонии мы услышим форму первых симфоний Бетховена.
- Учителя считали Бетховена упрямым и неуправляемым. Он очень неохотно признавал их авторитет. Гайдн с трудом принимал непослушный характер и дерзкие мысли своего ученика, но впоследствии, когда их пути разошлись, скучал по нему.
- Своей третьей симфонией "Героическая" он открыл новые просторы для творчества, там, где никто не мог предположить их существование. Этот шедевр художественной дерзости сопоставим со вспышкой сверхновой.
- В начале он посвятил свою симфонию № 3 Наполеону, но после того, как стало известно, что Наполеон провозгласил себя императором, он изменил посвящение на "Героическая симфония, созданная во славу великого человека".
- Он был пианистом и как композитор-пианист сам исполнял свои произведения, большинство музыкантов и дирижеров предпочли бы другого исполнителя. Бетховен мог быть требовательным, упрямым, невыносимым.
- В середине своей жизни он начал глохнуть. Он опасался, что критики, узнав о его недуге, будут высмеивать его - как мог композитор говорить на публике: "Говорите громче. Я Вас не слышу.". Он отстранился от общества. Мы знаем, что потеря слуха принесла ему очень большие душевные страдания и погрузила его в пучину самых мрачных дней его жизни. Мы знаем, что он поднялся из тьмы с отчаянным мужеством.
- Бетховен был неряшливым человеком. В детстве, когда его ругали за неопрятность, он говорил, что когда он станет великим человеком, это не будет имеет никакого значения.
- Бетховен был невысокого роста, с большой головой, густыми бровями и жесткими, черными как смоль волосами. У него было крепкое телосложение, широкие плечи и сильные руки. И ещё он был немного неуклюжим, часто рассыпал вещи или проливал воду.
- Бетховен никогда не был женат. Существуют несколько гипотез о вероятной "Бессмертной возлюбленной", но имя её неизвестно. Он был глубоко одинок, мы слышим это в его музыке, наполненной идиллическими мечтами.
- Когда Вольфганг Амадей Моцарт исправлял ошибки в своих партитурах, видно, что все его корректировки выполнены изящно, быстро, уверенно. В партитурах Бетховена - размазанные чернила, грубые вычёркивания, порванная бумага - признаки эмоциональной природы композитора, его гнева, отвращения, презрения к своим ошибкам.
- Музыка Бетховена противоречила принципам Венского общественного мнения, ожидавшего от музыки только наслаждения. Он ввёл агрессию, разрушение, трагедию, тревогу в музыкальное искусство.
- Он жил в эпоху великих умов Просвещения, таких как Джефферсон, Руссо и его соотечественник Иммануил Кант. Хотя Бетховен не был философом, тем не менее он написал в своём дневнике подобие Кантовского афоризма: "Моральный закон в нас, и звездное небо над нами".