Эмилио де Кавальери (Emilio de Cavalieri) (ок. 1550-11 марта 1602) - итальянский композитор, органист, дипломат, хореограф и танцор конца эпохи Возрождения. Его работы, наряду с работами других композиторов из Рима, Флоренции и Венеции, сыграли решающую роль в зарождении стиля Барокко в музыке. Член Римской школы композиторов, он повлиял на становление монодического стиля, и считается первым, написавшим ораторию.
Кавальери родился в Риме в аристократической музыкальной семье. Его отец, Томмазо де Кавальери (1509-1587) был близким другом Микеланджело. В Риме он получил начальное образование. Работал органистом и музыкальным руководителем в 1578-1584. В Риме его имя стало ассоциироваться с кардиналом Фердинандо де Медичи.
В 1588 Фердинандо де Медичи пригласил Кавальери во Флоренцию, смотрителем за художниками, ремесленниками и музыкантами. Он организовывал торжественные церемонии ко всем значимым событиям. Граф Джованни де Барди, основатель и покровитель флорентийской камераты, также принимал участие в организации этих церемоний, возможно, Кавальери получил некоторые идеи монодии непосредственно от Барди.
В дополнение к своей музыкальной деятельности, он работал дипломатом, помогая в папской политике, в том числе, покупая голоса ключевых кардиналов для выборов Папы в пользу Медичи.
В феврале 1600 он написал знаменитую "Rappresentatione di Anima, et di Corpo", считающуюся первой ораторией и ставшую отправной точкой для всех последующих.
В 1600 Кавальери пытался поставить одну из первых опер "Эвридика" Якопо Пери (либретто Оттавио Ринуччини), это было частью торжественных мероприятий к свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи. К сожалению для Кавальери, в результате интриг он потерял контроль над постановкой, руководство взял на себя его соперник Джулио Каччини, и Кавальери в гневе уехал из Флоренции, куда больше никогда не возвращался.
Кавальери утверждал, что он изобретатель стиля "rappresentativo", который сейчас принято называть монодией. Но более справедливо считать родоначальниками монодии Каччини, Барди и Галилея, придумавших этот стиль в 1570-х во Флоренции. Сравнивая себя с Каччини, он раздраженно говорил о двух стилях: "Моя музыка приносит людям радость и печаль, в то время как их (Каччини и Пери) повергает их в скуку и отвращение".
Большая часть его музыки была передовой для своего времени. Его произведения, как правило состоящие из четырёх частей, имеют богатый орнамент и выразительную мелодическую линию, выделение мелодической линии является одной из характерных черт музыки раннего Барокко. Современному музыкальному стилю Кавальери быстро последовали другие композиторы Римской школы, включая Доменико Маццоччи, Джакомо Кариссими и Алессандро Скарлатти.