Тарквинио Мерула (Tarquinio Merula) (1594 или 1595 - 10 декабря 1665) - итальянский композитор, органист и скрипач раннего Барокко. Считается одним из прогрессивных композиторов, особенно в применении недавно разработанной техники в духовной музыке.
Тарквинио Мерула родился в Буссето. Музыкальное образование, вероятнее всего, получил в Кремоне, где также получил свою первую работу органиста. В 1616 году он принял должность органиста в одной из цервей г.Лоди, в 1621 году он отправился в Варшаву для работы органистом при дворе Короля Сигизмунда III Вазы. В 1626 году Мерула возвратился в Кремону и в 1627 году стал капельмейстером кафедрального собора Кремоны, но через четыре года в 1631году переехал в Бергамо на аналогичную должность. Его предшественник Аллесандро Гранди и многие другие музыканты умерли от чумы в 1630 году и Мерула столкнулся с трудной задачей восстановления музыкального хозяйства собора.
К сожалению, у Мерула были проблемы с некоторыми его учениками, он был обвинён в непристойном поведении и был вынужден вернуться в Кремону, где оставался до 1635 года. В этот период жизни он имел множество конфликтов с работодателями, возможно, по его собственной вине и не мог найти постоянного места работы. Снова переехал в Бергамо, служил в нескольких церквях, но ему было не позволено работать с музыкантами с его прежнего места. В 1646 году он вернулся в Кремону в последний раз и устроился капельмейстером в одну из церквей, где работал до своей кончины в 1665 году.
Тарквинио Мерула был значимой фигурой в начале становления нескольких форм, которые получили развитие в эпоху Барокко, например, кантаты, арии, церковные и камерные сонаты, симфонии. В церковной музыке, которой он опубликовал 8 коллекций, Мерула часто следовал за Монтеверди и использовал технику старшего композитора, однако он также сделал несколько новых вещей, так он писал мотеты для сольного голоса с аккомпаниментом струнных инструментов. Его публикации от 1639, 1640 и 1652 годов включают мессы, которые написаны с использованием бассо-остинато, некоторая его музыка напоминает стиль кончертато Джованни Габриели, но с более современным чувством тональности.
Светская музыка Мерула, изданная в пяти сборниках, включает в себя сольные мадригалы с инструментальным сопровождением, иногда так- же используя стиль Монтеверди и его эффект тремоло. Он написал одну оперу, "La finta savia", поставленную в 1643 году, по либретто Джулио Строцци. Среди его инструментальной музыки многочисленные ансамблевые канцоны, которые своей секционной структурой схожи с более поздними церковными сонатами, его сочинения для струнных, особенно для скрипок, исключительно идиоматические, также являются предшественниками будущей высокоразвитой техники сочинения позднего Барокко.
Он также сочинял канцонетты, диалоги, клавирные токкаты и каприччио, хроматические сонаты, а также многочисленные другие произведения, которые отражали почти все современные музыкальные тенденции Северной Италии.