Якоб ван Эйк (Jacob van Eyck) (ок.1590 - 26 марта 1657) - нидерландский дворянин, композитор и музыкант. Был слеп от рождения. Одна из самых заметных фигур голландской музыки "Золотого века". Широко известен как исполнитель на карильоне и блок-флейте, а также эксперт в литье и настройке колоколов.
Якоб ван Эйк, вероятно, родился в маленьком гарнизонном городке Хеусден вблизи Хертогенбоса, в дворянской семье. Точная дата его рождения неизвестна, но в январе 1628 года он в присутствии нотариуса заверял, что ему около 38 лет. Его отец умер, когда Якоб был еще ребенком, и его семье была назначена пенсия от принца. Игре и настройке карильона он обучился на единственном в его городке инструменте, который находился в городской ратуше. В 1622 году он взял ответственность за ремонт этого инструмента и справился с этой обязанностью, но возможности городка, чтобы развить его таланты, были ограничены. В течение последующих трёх лет он ездил в город Утрехт и окрестные городки для настройки инструментов, так он улучшил карильон в башне Домского собора в Утрехте (до сих пор самая высокая церковная башня в Голландии) .
В марте 1625 года ван Эйк занял должность карильониста в Домском соборе и расширил возможности инструмента с 12 колоколов до 18. Находясь на этой должности, он продолжал привлекаться к настройке карильонов в других городах, в 1626 году он работал в Гааге. В 1628 году ему поручили технический надзор колоколов всех церквей Утрехта и провинции, он получил титул "директора колокольных работ" и оклад 500 гульденов в год. В том же году он начал заниматься преподавательской деятельностью. В последующие годы слава ван Эйка постоянно росла, он был востребован во многих городах Голландии для настройки и изготовления колоколов, сменил несколько мест работы.
Якоб ван Эйк изобретал новые способы отливки колоколов для улучшения их качеств. Его способности привлекали внимание учёных-физиков, среди которых были Исаак Бекман и Рене Декарт, учившиеся у него и описывающие его методы и способы определения чистоты звука и качества колоколов и исследования акустики. Музыкальный теоретик и композитор Константин Гюйгенс также изучал и описывал его работу. Поэты посвящали Якобу ван Эйку стихи и называли его "Утрехтским Орфеем".
Кроме таланта карильониста ван Эйк также славился игрой на блок-флейте и зачастую играл в церковном парке для развлечения прихожан. Его композиции для этого инструмента составили сборник «Флейтовый Сад наслаждений» (нидерл. Der Fluyten Lust-hof), включающий два тома, которые содержат в общей сложности около 150 пьес; при жизни автора первый том издавался в 1644, 1649 и 1656 гг., второй — в 1646 и 1654 гг. Произведения в сборнике разнообразны и включают в себя народные песни, танцевальные мелодии, церковные произведения, псалмы и другую популярную музыку 17-го века. Даже сегодня они достаточно сложны для исполнения.
Якоб ван Эйк умер 26 марта 1657 года в Утрехте и похоронен в одной из местных церквей. В день его похорон все городские колокола на всех церквях провожали "Утрехтского Орфея" трехчасовым перезвоном.