Джироламо Фрескобальди (Girolamo Frescobaldi) (13.09.1583 - 01.03.1643) - итальянский композитор, музыкант, педагог. Один из самых важных композиторов органной музыки позднего Ренессанса и раннего Барокко. Его работы являются кульминацией в развитии органной музыки 17-го века, они повлияли на многих крупных композиторов, в их числе Иоганн Якоб Фробергер, Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл и другие, вплоть до конца 19-го века.
Джироламо Фрескобальди родился в Ферраре, в состоятельной семье, его отец Филипп был органистом, как в последствии стали Джироламо и его сводный брат Чезаре. Фрескобальди учился у Луццаско Луццаски, знаменитого мадригалиста и органиста при дворе герцога Альфонсо II д'Эсте. Хотя клавирная музыка Луццаски сегодня относительно неизвестна (большая часть была утеряна), источники того периода свидетельствуют, что он был талантливый композитор и исполнитель, один из немногих, кто мог сочинять для архичембало, сконструированного Николой Вичентино, и играть на нем. Фрескобальди был вундеркиндом и очень быстро приобрёл известность. Уже в 14 лет он был органистом в одним из религиозных братств. В тот период Феррара был влиятельным городом, его часто посещали и работали в нём известные музыкальные деятели, на Фрескобальди оказали влияние такие мастера, как Клаудио Монтеверди, Джон Доуленд, Орландо ди Лассо, Клаудио Меруло и, самое главное, Карло Джезуальдо.
В какое-то время он поступил на службу к богатой и влиятельной аристократической семье Бентивоглио. Со своим покровителем Гвидо Бентивоглио в 1604 Фрескобальди отправляется в Рим, где становится органистом и певцом в церковном братстве, а с 1607 - органистом в базилике "Санта Мария ин Трастевере". В 1607-1608 он сопровождал Бентивоглио в его путешествии во Фландрию. Это дало ему возможность познакомиться со многими важными музыкантами Брюсселя и Антверпена. В Антверпене в 1608 он выпустил свой первый сборник мадригалов для 5 голосов, что символически ознаменовало окончание периода его становления и начало нового этапа в творчестве.
Во время заграничной поездки он был избран органистом собора Святого Петра в Риме и был отозван в Италию, по дороге Фрескобальди сделал длительную остановку в Милане и принял участие в выпуске музыкальной антологии, в которую так же вошли произведения Луццаски, Меруло и Джованни Габриели. В октябре 1608 он вернулся в Рим и приступил к исполнению своих обязанностей, эту должность, с небольшими перерывами, он занимал до самой смерти. В период 1610-13 Фрескобальди начал работать на кардинала Пьетро Альдобрандини и оставил эту службу только после смерти кардинала Альдобрандини в феврале 1621. В 1613 Фрескобальди женился на Орсоле дель Пино, у них было пятеро детей, двое из которых родились ещё до брака. В 1614 ему предложили должность при дворе герцога Мантуи, Фердинандо I Гонзага, однако, по приезде туда он встретил холодный приём и вернулся в Рим. Всё это время он продолжал публиковать свою музыку, в 1615 вышли 2 издания книги токкат и сборник ричеркаров и канцон.
В дополнение к своим обязанностям в базилике и работе на кардинала, Фрескобальди также занимался преподаванием, а иногда работал и в других церквях. Период 1615-1628 был наиболее продуктивным временем в творчестве Фрескобальди. Основными его работами этого периода были инструментальные пьесы - токкаты, ричеркары, каприччио, канцоны и другие, изданные в нескольких коллекциях. В 1628 базилика Святого Петра разрешила Фрескобальди покинуть Рим, Джироламо переехал во Флоренцию на службу органистом к Великому герцогу Тосканы, Фердинандо II Медичи, и был самым высокооплачиваемым музыкантом двора.
Композитор вернулся в Рим в апреле 1634, вызванный Папой Урбаном VIII Барберини. Он продолжил работать в Соборе Святого Петра, а также стал служить семье Барберини, что было очень почётно для любого музыканта, в это же время этой семье служил другой знаменитый композитор Иоганн Иероним Капсбергер. В 1635 Фрескобальди опубликовал одину из самых важных и лучших своих книг - сборник литургической органной музыки "Музыкальные цветы" (Fiori musicali). "Музыкальные цветы" оказывали влияние на композиторов по крайне мере ещё два столетия. Иоганн Себастьян Бах был одним из её поклонников, её части были включены в знаменитый трактат "Gradus ad Parnassum" (1725) Иоганна Йозефа Фукса, который использовался и в девятнадцатом веке. В 1637 вышло переиздание старых коллекций, больше Фрескобальди не опубликовывал свои произведения, хотя после его смерти, его сын Доменико Фрескобальди выпустил ещё две книги произведений отца. Джироламо Фрескобальди умер 1 марта 1643 в Риме после непродолжительной болезни и был похоронен в базилике Санти-Апостоли.