Джованни Франческо Анерио (Giovanni Francesco Anerio) (ок 1567 – июнь 1630) - итальянский композитор римской музыкальной школы очень позднего Возрождения и раннего Барокко. Младший брат Феличе Анерио. Принципиальное значение Джованни Анерио в истории музыки было в его вкладе в раннее развитие оратории.
Анерио родился в г.Нарни, точная дата его рождения неизвестна. Около 1583 стал членом "Конгрегации (союза) ораторианцев", основанной Филиппом Нери. В 1595 он работал в качестве органиста церкви Св.Марчелло, а позже стал капельмейстером в Базилике Сан-Джованни ин Латерано (Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, самая главная церковь всей католической церкви, место нахождения кафедры римского епископа и папского трона). В 1609 он занимал аналогичную должность в кафедральном соборе г.Вероны, его первое назначение за пределами Рима, где он пробыл до 1610 и надолго вернулся в Рим, где занимал разные должности и стал священиком в 1616.
В 1624 он занял должность хормейстера у Короля Польши Сигизмунда III в Варшаве. В Польше в конце 16 и начале 17 веков было несколько активных музыкальных центров, в том числе Варшава и Краков. У Короля Польши служило не мало иностранных музыкантов, в основном итальянцев и немцев, Анерио был одним из выдающихся иностранцев, проживавших там. Закончив свою музыкальную карьеру, Джованни Франческо Анерио решил вернуться на родину, но он умер во время возвращения домой, в австрийском городе Граце и был похоронен там 12 июня 1630.
Джованни Франческо Анерио был гораздо более прогрессивным композитором, чем его брат Феличе Анерио и большинство других композиторов в консервативной среде Рима в начале 17-го века. Анерио был плодовитым композитором и писал как духовную, так и светскую музыку. Он создал много мотетов, литургий, "священных концертов", псалмов, мадригалов, инструментальных церковных пьес и других произведений. Большинство его работ было опубликовано в Риме, в польский период его жизни точное авторство многих работ до сих пор не определено. Многие из его мадригалов использовали монодию, стиль, который пришел из Флоренции и Венеции, с другой стороны, его мотеты и мессы были консервативны, в стиле Палестрины, но некоторые мотеты включали цифрованный бас, еще одно новшество первого десятилетия 17 века, в этих произведениях видно некоторое влияние Лодовико да Виадана. Некоторые его мессы антифонные, когда певцы разделяются на несколько хоров, эта методика, разработанная в Венеции, уже была широко распространена - почти все композиторы, особенно те, кто работал в больших кафедральных соборах по всей Европе использовали эту технику.
Самым важным достижением Джованни Анерио был его большой сборник мадригало-подобных пьес для 5,6 и 8 голосов и органа, и других инструментов с использованием цифрованного баса "Teatro armonico spirituale" (1619), которые были, вероятно, первыми ораториями. Сборник включает в себя самое раннее облигато для инструментов, написанное в римской школе композиторов. Инструменты и чередование инструментальных и вокальных пассажей указывается с особой тщательностью, что стало нормой в последующем развитии музыки.