Франц Тундер (Franz Tunder) (1614 - 5 ноября 1667) - немецкий композитор и органист раннего и среднего Барокко. Он был связующим звеном между ранним немецким стилем барокко, основанном на венецианской модели, и поздним стилем барокко, достигшим вершины в музыке И.С.Баха, кроме того он был одним из формирователей жанра хоральной кантаты. 


Согласно последним исследованиям, Франц Тундер родился в городе Любеке, а не на острове Фемарн, как считалось ранее. Мало что известно о ранних этапах жизни Франца Тундера, вероятнее всего его учителем был отец и талант Тундера был достаточным, чтобы позволить ему занять должность придворного органиста герцога Фридриха III Гольштейн-Готторпского в Готторпе в возрасте 18 лет. Несколько лет спустя он уехал в Италию и, вероятно, учился у Джироламо Фрескобальди, во время своего пребывания во Флоренции (Иоганн Маттезон утверждал это, но ученые оспаривали этот факт).

В 1641 году Тундер был назначен главным органистом в главной церкви Любека, Мариенкирхе, сменив на этом посту Питера Хассе. Он занимался общественной деятельностью, достиг значительного положения в городе, в 1647 году был назначен управляющим и казначеем и занимал эти должности до конца жизни. Также Тундер был известным педагогом, одним из его учеников в композировании был Томас Бальцар, который впоследствии, как ни странно, стал одним из лучших скрипачей своего времени в Англии. В 1646 году Тундер положил начало известных концертов "Abendmusiken" в Мариенкирхе в Любеке, традиция которых продолжалась в течении 17 и 18 веков. Концерты, похоже, возникли с органных выступлений специально для бизнесменов, которые собирались на открытие городской биржы, Тундер постепенно увеличил количество инструменталистов, выступавших на концертах, ему сопровождали скрипки, альты и тромбоны. Выступления финансировались за счет местного бизнес-сообщества и вход был свободным для всех. Пост главного органиста в Мариенкирхе после смерти Тундера занял Дитрих Букстехуде, который к тому же женился на его дочери Анне Маргарите в 1668 году.

Наряду с Иоганном Генрихом Шейдеманом и Маттиасом Векманом, Франц Тундер был важным членом северо-германский органной школы, однако лишь немногие из его работ сохранились. При его жизни не было напечатано ни одного из его сочинений и ничего не было известно о его работах до того момента, когда по счастливой случайности в Королевской библиотеке в Упсале в Швеции были найдено большое количество церковных произведений Букстехуде, Тундера и других северо-немецких мастеров. Эту коллекцию оригинальных рукописей и копий с них собрал шведский королевский капельмейстер в Стокгольме Густав Дубен, таким образом сохранились 17 работ Тундера. Они включают в себя произведения для солистов в сопровождении струнных и органа, а также крупномасштабные хоровые произведения. Самой известной стала работа "Исус Христос, наш Спаситель", которая является первым известным примером пассажей с использованием техники "открытой педали" на органе, которая более полно применялась Дитрихом Букстехуде.

Добавить комментарий