Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Считался изысканным и элегантным композитором своего времени.
Иоганн Герман Шейн родился в городке Грюнхайн (сейчас Грюнхайн-Байерфельд) в Саксонии. Его отец был священником и учителем. В возрасте семи лет, после смерти отца, Иоганн вместе с семьёй переехал в Дрезден, где в течение шести лет он выступал мальчиком-сопрано в хоре курфюрста Саксонии. Вместе с пением в хоре он также получил хорошее музыкальное образование от придворного капельмейстера Роджера Михаэля, который открыл его необыкновенный талант. В 1603-1607 он учился в княжеской школе Пфорта (Шульпфорта) (около Наумбурга), после школы продолжил обучение в Лейпцигском университете, где изучал гуманитарные науки и право. Будучи студентом он опубликовал свою первую работу "Venus Krantzlein" (1609), музыку для собственных стихов.
По окончании университета Иоганн Герман Шейн непродолжительное время работал в аристократической семье Вольферсдорфов в Вайсенфельсе руководителем домашней музыки и воспитателем детей. В 1615 он занял пост придворного капельмейстер в Веймаре, а на следующий год стал кантором в школе Святого Фомы в Лейпциге и управлял церковным хором, пост, который он занимал до конца своей жизни. Через столетие эту должность займёт И.С.Бах. Его самыми известными учениками были поэт Пауль Флеминг и композитор Генрих Аберт.
К сожалению, жизнь Иоганна Шейна не была счастливой, первая его жена умерла в родах в 1624, четыре из пяти его детей от второго брака умерли в детском возрасте, сам он имел плохое здоровье, болел туберкулёзом, цингой, подагрой, почечным расстройством и умер в возрасте 44 лет в Лейпциге.
Иоганн Шейн входил в число "трёх великих Ш", которых высоко чтили в Германии в первой половине 17 века. Двумя другими "великими Ш" были близкий друг Шейна Генрих Шютц и Самуэль Шейдт. Вместе эти три композитора сформировали новый стиль немецкой музыки начала эпохи Барокко.
Иоганн Герман Шейн был талантливым композитором. Он был одним из первых, кто понял нововведения итальянского Барокко - монодии, стиль кончертато, генерал-бас - и эффективно использовал их в контексте германской лютеранской музыки. Особенно удивительными его познания в итальянской музыке делает тот факт, что он, в отличии от Генриха Шютца или других композиторов, провёл всю жизнь в Германии и никогда не был в Италии.
Хотя его ранняя церковная музыка во многом опирается на стиль Орландо ди Лассо (чьи композиции он изучал в Пфорте), он очень быстро разработал более современный стиль вокальной церковной музыки с бассо континуо. Его сборник "Opella nova" (1618) содержит некоторые из самых ранних примеров этой новой формы, составленные по образцу работ Лодовико Гросси да Виадана, из коллекции "Cento Concerti Ecclesiastici" (Венеция, 1602), которая была переиздана в Германии. Еще более сложные текстуры с раздольным вокалом и бассо континуо появляются в книге "Hirten Lust" (1624), это первая коллекция немецких мадригалов с генерал басом.
Шейн писал духовную и светскую музыку примерно в равных количествах и почти вся она вокальная. Также он уделял одинаковое внимание музыке и поэзии, вся его светская музыка написана на собственные тексты. В связи с его позицией, которую он озвучил в предисловии к единственному своему изданию инструментальной музыки "Музыкальный банкет" (1617), он публиковал поочерёдно сборники музыки "для использования в богослужении и в общественных мероприятих".
Контраст между двумя видами музыки весьма заметен. В то время как некоторая его духовная музыка использует самую современную технику итальянских мадригалов для благочестивых целей, в то же время некоторые светские работы, предназначенные для застольев и пиров, юмористические и удивительно простые. Некоторые его работы по выразительности достигают необычайных высот, в Германии того времени сравниться с ними могут только работы Шютца, например "Israel's Brunnlein" (1623), в которой, по его заявлению, он старался исчерпать все возможности немецкого образного описания "в стиле итальянского мадригала".
Широко известна его единственная инструментальная коллекция "Музыкальная пирушка", которая содержит 20 сюит, каждая сюита состоит из нескольких танцевальных частей, Его сюиты являются одними из самых ранних и совершенных представителей этой формы. Они предназначены для музыкального и танцевального сопровождения дворцовых празднеств в Вайсенфельсе и Веймаре и исполнялись на виолах. В коллекцию входят традиционные пары павана-гальярда, куранта и алеманда. Каждая сюита выполнена в своей теме и отличается богатым гармоническим языком.