Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Объединил венецианскую антифонную и монодийную технику с протестантской музыкой, а также создал первую немецкую оперу.
Генрих Шютц родился в городке Кёстриц вблизи Грайца 8 октября 1585 в семье управляющего гостиницей. В 1590 его семья переезжает в Вайсенфельс. В 1598 ландграф Гессен-Касселя Мориц, остановившишь в гостинице отца, услышал пение Генриха и впечатленный его музыкальными способностями предложил ему обучение при своём дворе в Касселе. В 1599 Генрих начинает петь в придворном церковном хоре и обучаться музыке у капельмейстера Георга Отто. Шютц был способным учеником по многим предметам и в 1609 поступил в Марбургский университет для изучения юриспруденции. Но ландграф Мориц посоветовал ему отказаться от обучения в университете и поехать в Венецию учиться у Джованни Габриели и предоставил финансовые средства для этого. С 1609 по 1612 Шютц учился в Венеции, здесь он узнал о новаторской антифонной практике в соборе Сан-Марко и опубликовал первый сборник пятиголосых мадригалов в 1611. После кончины Габриели, в 1613 Шютц вернулся в Кассель, но в скором времени курфюрст саксонский Иоганн-Георг I пригласил Шютца к себе на службу, сначала временно, а потом на постоянную работу. После трудных переговоров Мориц по политическим причинам с неохотой был вынужден позволить работать Шютцу в Дрездене. В 1615 Шютц окончательно переезжает в Дрезден и становится в 1617 заместителем капельмейстера, с 1619 исполняет обязанности капельмейстера, а после смерти Михаэля Преториуса в 1621 полноправно занимает должность капельмейстера курфюста Саксонского в Дрездене. При дворе Дрездена был большой музыкальный штат и Шютц исполнял широкий круг обязанностей: наём персонала, контроль за обучением певчих, репетиции и, главное, музыкальная организация гражданских и религиозных праздников. Также он сам непосредственно учил музыкантов, среди его учеников были герцог Саксен-Веймара Бернгард, композиторы Иоганн Тейл и Матиасс Векманн и другие.
В 1619 Шютц женился на Магдалене Вильдек, она умерла спустя шесть лет, оставив его в двумя дочерьми, которых он отдал на попечение своей матери, и сам больше никогда не женился.
В 1619 Шютц опубликовал свой первый сборник духовной музыки "Псалмы Давида", состоящий из 26 произведений для нескольких групп солистов, подкреплённых двумя или более хорами и инструментальным сопровождением. Этот сборник стал первым крупным изданием немецкой духовной музыки, использующей красочные антифонные методы стиля Габриели. В этой величественной музыке Шютц полностью раскрыл щедрые вокальные и инструментальные возможности Дрезденского двора и звуковой потенциал королевской часовни. В предисловии к публикации композитор дал подробные инструкции о количестве, составе и расположении музыкантов и инструментов, а также другие аспекты исполнительской практики. Шютц является автором первой немецкой оратории в итальянском стиле "История о воскресении Иисуса Христа" (1623) и первой немецкой оперы "Дафна", которую он написал к свадьбе дочери курфюста и поставил в Торгау в 1627.
В конце 20-х годов 17-го века в Саксонии стало чувствоваться экономическое давление Тридцатилетней войны, расходы на содержание музыкантов упали и стала задерживаться заработная плата. В 1628 Шютц решает уехать в Венецию, где он смог бы изучить последние музыкально-драматические новаторства Клаудио Монтеверди, в частности, методы выразительного сольного пения "Второй практики". Он вернулся в Дрезден в 1629. Первый его сборник после возвращения "Духовные симфонии" (Symphonie Sacrae) (1629) объединяет революционный подход к тексту Монтеверди и инструментальные и вокальные краски Габриели. Два года спустя, в 1631 Саксония вступила в войну и музыкальная деятельность при дворе фактически прекратилась. С этого времени Шютц, оставаясь на службе у курфюрста, стал работать в разных городах, при дворах разных правителей, периодически возвращаясь в Дрезден. В 1633 он прибыл в Копенгаген для организации свадьбы кронпринца Дании и остался капельмейстером датского короля Кристиана IV до своего возвращения в Дрезден в 1635.
Авторитет Генриха Шютца как выдающегося немецкого героя нового стиля Барокко был бесспорным и он не мог предположить, что его музыка заставит молодых композиторов отказаться от использования контрапункта. Увидев эту тенденцию, он в 1648 выпускает сборник 29 мотетов в старом стиле, чтобы убедить молодёжь, что прежде чем они приступят к созданию концертной музыки, им необходимо "найти истиное зерно и фундамент". Шютц рассматривал свою миссию как художественное объединение контрапункта и речитатива, 'а капелла' и концентрирования, а не как полный отказ от старого фламандского стиля.
В последующие годы экономическая ситуация нормализовалась, Шютц оставался на должности капельместера в Дрездене и сочинял музыку для двора, но также работал в разных городах: Ганновере, Веймаре, Вольфенбюттеле, еще раз в Копенгагене и других. Несколько раз он просился в отставку, но получил её только после смерти курфюрста в 1656, хотя всё равно оставался как музыкальный консультант при дворе.
В 1660-е годы он написал библейскую драму, состоящую из 3-х страстей, основанных на Евангелиях от по Луки, Иоанна и Матфея, поставленную в Дрездене в 1666. Эти интенсивная работа заслуживает внимания из-за её исключительных драматических качеств, преданности тексту Евангелия, а также использования различных методов в каждой Страсти, чтобы подчеркнуть индивидуальный характер высказываний. Они кажутся устаревшими и суровыми, без инструментального сопровождения и антифонного стиля, только 'а каппела' с сольными номерами в "германизированном" стиле григорианского хорала. Это стало ещё одним примером для молодых композиторов, демонстрируя, что и современная музыка может использовать стиль прошлого.
Генрих Шютц скончался 5 ноября 1672 в возрасте 87 лет, и похоронен в церкви Богоматери в Дрездене.
Шютц был величайшим немецким композитором международного уровня. На его стиль оказали влияние Габриели и Монтеверди, а также заметно влияние голландских композиторов. Его лучшие работы созданы в области духовной музыки, начиная с прогрессивных стилей в начале своей карьеры, в конце возвращаясь к более простым, почти суровым работам в старом стиле. Большую ответственность за эти изменения несёт Тридцатилетняя война, которая не позволяла производить гигантские работы в пышном венецианском стиле. Шютц был одним из последних композиторов, сочинявших в модальном стиле, его гармонии часто являются результатом контрапунктического согласования голосов. Его музыка включает в себя много имитаций и диссонансов, но структурирована таким образом, что последовательные голоса, не обязательно вводятся после одинаковых интервальных расстояний или в одном ритме, в результате появляется потрясающая гармоническая напряженность.
Практически не сохранились светские и инструментальные произведения Шютца, за исключением немногих песен на немецком языке и одной краткой "симфонии", хотя он имел репутацию одного из лучших органистов в Германии.
Шютц сыграл решающую роль в привлечении новых музыкальных идей из Италии в Германию и, как результат, на развитие всей немецкой музыки эпохи Барокко. Стиль северо-германской органной школы происходит в основном из творчества Шютца (а также голландца Яна Питерсзона Свелинка); через век развитие этой школы завершится работами И.С.Баха.