Продолжение обзора известных композиторов классической музыки и их знаменитых сочинений в опере.
Начало см. Антология оперы. Композиторы 1550-1699

Самая известная опера в 1700-1799 годах.

Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) - представитель неаполитанской оперной школы и один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы). Его наиболее влиятельная работа - "Служанка-госпожа" (1733). Возможно, он бы сделал больше, но умер в 26 лет.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) - ключевая фигура в деле преобразования оперы эпохи барокко в оперу классической эпохи, проложил путь Моцарту и повлиял на композиторов девятнадцатого века - Берлиоз и Вагнер признавали свой долг перед ним. В своих реформах он пытался, по его словам, писать музыку "прекрасной простоты", которая будет сосредоточена на драме в прямой связи с текстом, а не только на самой музыкальной виртуозности, что отразилось в его великолепных шедеврах "Ифигения в Авлиде"(1774), "Армида"» (1777) и "Ифигения в Тавриде" (1779).

Доменико Чимароза (1749-1801) - популярный итальянский композитор, работавший во многих городах Европы, в том числе, при дворе Екатерины II в Санкт-Петербурге. Создал великое множество опер (более 80) самых различных стилей, самая известная из которых опера-буффа "Тайный брак" (1792).

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий музыкант, преуспевший во всех жанрах классической музыки, в том числе и в опере. Следуя в значительной степени реформам Глюка, комические оперы Моцарта и либреттиста Лоренцо да Понте "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1787), "Так поступают все" (1790) и опера-зингшпиль "Волшебная флейта" (либ.Э. Шиканедера, 1791) являются одними из самых популярных опер в репертуаре современных театров.

Луиджи Керубини (1760-1842) - итальянец, работавший во Франции, которого Бетховен называл величайшим композитором-современником (не считая самого Бетховена). В опере являлся последователем Глюка, сегодня самой знаменитой оперой Керубини является "Медея" (1797), которую с триумфом возродила Мария Каллас, став лучшей исполнительницей главной партии.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - ключевая фигура всей классической музыки, в оперном жанре создал единственную "Фиделио" (1803-1814) - одну из крупнейших опер на немецком языке. Не принятая во время премьеры, но спустя несколько лет переработанная "Фиделио" является одним из величайших созданий мирового музыкального театра.

Гаспаре Спонтини (1774-1851) - будучи итальянцем, наибольшую известность приобрёл работами во Франции в эпоху Наполеона и в Германии. Спонтини оказал влияние на зарождение французской "большой" оперы и впервые ввёл на сцене военный оркестр. Его шедевр "Весталка" (1807).

Даниэль-Франсуа-Эспри Обер (1782-1871) - французский композитор, основоположник жанра французской "большой" оперы, его триумфальная "Немая из Портичи" (1828) после постановки в Брюсселе в 1830 привела к патриотической манифестации и послужила началом революции, приведшей к созданию независимой Бельгии. Также среди его многочисленных комических опер выделяются «Фра-Дьяволо» (1830) и «Чёрное домино» (1837).

Карл Мария фон Вебер (1786-1826) - основоположник немецкой романтической оперы, оспоривший господство итальянского бельканто. Совершенный мастер оркестрового колорита и атмосферы, в полной мере проявившихся в «Волшебном стрелке» (1821), «Эврианте» (1823) и «Обероне» (1826). Хотя он и умер молодым, его влияние на более поздних немецких композиторов, особенно на Вагнера, было огромным.

Джакомо Мейербер (1791-1864) - немецкий и французский композитор еврейского происхождения. Наряду с Даниэлем Обером считается создателем французской большой оперы. Его гигантские феерии "Гугеноты" (1836) и "Пророк" (1849) были необычайно модными в своё время, до расцвета Вагнера.

Джоаккино Россини (1792-1868) - "Солнце Италии", вдохнувший в оперу новые силы и соединивший бельканто с большой оперой. Его бессмертный "Севильский цирюльник" (1816), ставший пиком в развитии оперы-буффа, - лишь одна из его опер, которые никогда не покидали оперной сцены. Некоторые его оперы-серия, такие как "Гермиона" (1819) или "Семирамида" (1823), необычайно сложные для исполнения и поражающие обилием красивых мелодий и арий, как и предсказывал автор, были поняты спустя более чем сто лет. Его последний шедевр - опера "Вильгельм Телль" (1829) оказал огромное влияние на последующее развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве В. Беллини, Г. Доницетти и Дж. Верди, а также Мусоргского и Вагнера. Последовавшее за этим оперное молчание гениального маэстро современники называли загадкой века.

Гаэтано Доницетти (1797-1848) - наряду с Россини и Беллини, Доницетти признается в качестве одного из мастеров стиля бельканто. Его шедеврами обычно считаются "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Дочь полка" (1840), "Линда ди Шамуни" (1842) и "Дон Паскуале" (1843), однако, как считают некоторые, его обширное наследие (более 70 опер) ещё до сих пор подобающе не оценено.

 

Продолжение см.: Антология оперы. Композиторы 1800-1850 

 

Добавить комментарий