Микеланджело Росси (Michelangelo Rossi или Michel Angelo del Violino) (ок. 1601/1602 - 1656) - итальянский композитор, скрипач и органист эпохи Барокко.
Микеланджело Росси родился в Генуе, учился у своего дяди Лелио Росси и работал помощником органиста в храме Сан-Лоренцо. Около 1624 года он переехал в Рим, на службу к кардиналу Маурицио Савойскому, здесь он познакомился с композитором-мадригалистом Сиджизмондо д'Индия и известным органистом Джироламо Фрескобальди, у которого он возможно учился. В Риме он сочинял мадригалы, которые сохранились только в рукописях, и свою первую оперу. Его пятиголосые полифонические мадригалы стилистически похожи на работы Сиджизмондо д'Индия, которые в свою очередь написаны в стиле Джезуальдо да Веноза. В 1629 году он перешел на службу к Таддео Барберини (племянник папы Урбана VIII), на службе у Барберини он написал свою первую известную оперу "Erminia sul Giordano", премьера которой состоялась в 1633 году во время карнавала, Росси сам исполнял роль Аполлона. Партитура оперы была опубликована в 1637 году в Риме. В период с 1634 по 1638 год он перебрался в Модену на службу правящей семье д'Эсте. В Ферраре в 1638 году была поставлена его вторая опера "Андромеда" (Andromeda), сейчас частично утерянная. К 1649 году Росси вернулся в Рим и жил во дворце Камило Памфили. Он умер в июле 1656 года в Риме и возможно был похоронен в церкви Сан Андреа делле Фратте, принадлежащей ордену Минимы (хотя возможна некоторая путаница, так как в этот исторический период было несколько однофамильцев-музыкантов и по некоторым данным он прожил до 1670-х годов).
В период расцвета своей деятельности Росси прославился как музыкант и получил прозвище Микеланджело Скрипач. Сегодня известность Росси опирается на его клавирную музыку, его творчество считается переходным звеном между Фрескобальди и поздними итальянскими органистами. Высоко ценятся его 10 токкат (особенно Токката VII), которые были опубликованы в сборнике "Toccate e correnti d'intavolatura d'organo e cimbalo" в Риме, смелый гармонический язык многих из этих произведений близок к музыке Джироламо Фрескобальди и Иоганна Якоба Фробергера.