Мишель Ламбер (Michel Lambert) (1610 - 29 июня 1696) - французский композитор, певец, танцор и игрок на теорбе эпохи Барокко. Один из самых известных французских мастеров вокальной музыки своего времени.
Мишель Ламбер родился в городке Шампиньи-сюр-Вед в центральной Франции. Он получил музыкальное образование, служа пономарем в часовне Гастона Орлеанского, его учителем был Этьен Мулинье, капельмейстер герцога Орлеанского. В 1633 году Ламбер переехал в Париж и продолжил образование с Пьером де Ньер. В 1641 году он женился на певице Габриэль Дюпюи которая скоропостижно скончалась через год. В 1662 году их дочь Мадлен стала женой Жана-Батиста Люлли. После женитьбы карьера Ламбера стала тесно связана с карьерой сестры его жены известной певицей Илер Дюпюи (1625-1709). В 1651 году он выступает в качестве танцора при дворе короля Людовика XIV. С этого времени он всегда оставался при дворе и впоследствии занимал высокие должности. В 1660 году Ламбер получил должность "магистра музыки королевской палаты" и занимал её до своей смерти, в 1670 занял ещё должность придворного капельмейстера, главным руководителем королевской музыки в это время был Жан-Батист Люлли. Ламбер помогал своему зятю, Люлли, в подготовке музыкальных мероприятий, проводил репетиции, готовил певцов и танцоров, сотрудничал в написании музыки в крупномасштабных балетах и операх.
Мишель Ламбер был плодовитым композитором французской вокальной музыки второй половины 17-го века. Сам певец и игрок на теорбе, Ламбер посвятил себя исключительно вокальной музыке и ариям. Большинство его произведений вышли в двух крупных коллекциях "Арии господина Ламбера" (Les airs de Monsineur Lambert, Париж, 1660) и "60 арий для 1-5 голосов, двух инструментов и бассо континуо" (60 airs for 1 - 5 voices, two instruments and basso continuo, Париж, 1689), очень много произведений осталось в рукописях, они выходили в различных печатных и рукописных изданиях того периода. Всего насчитывается более трёхсот его работ. Большинство его работ светские, хотя он обогатил церковную музыку двумя циклами "lecons de tenebres" и Мизерере.
Ламбер появился на сцене в пик развития сольных арий и стал неотъемлемой частью драматической музыки и французской оперы. Его предшественники, к примеру Пьер Гудро и Антуан Боссе, несмотря на все свои прогрессивные попытки, всё еще оставались в рамках внутренней полифонической структуры своих работ. Ламбер, который был сам себе композитор, певец и аккомпаниатор, привлек внимание свободными мелодическими линиями с большими фразами и интервалами, направленными на создание драматической атмосферы.
Другим значительным преимуществом Ламбера был выбор слов на свою музыку, который отражает его вкус. В отличие от "претенциозного" (жеманного) стиля французских салонов, доминирующего в репертуаре певцов, Ламбер старался исполнять "серьезные" арии. Список авторов текстов для его музыки поражает как длиной, так и качеством - более шестидесяти поэтов, среди которых знаменитые Жан де Лафонтен, Исаак де Бенсерад, Филипп Кино и много начинающих поэтов, чье творчество он популяризировал. Любимыми темами Ламбера были любовь и смерть.
Особенно интересна его коллекция от 1689 года. В ней Ламбер представил антологию своих работ, объединив шестьдесят избранных произведений для демонстрации их контрастного характера. Каждой арии предшествует ритурнель для двух скрипок и континуо, количество партий и голосов колеблется от одного до пяти, тонко совмещая вокальные цвета. Серьезные тексты контрастируют с более светлыми стихами пасторальных тем: о природе, о весне, песни пастухов и пастушек, иногда в танцевальном ритме. Ламбер использует широкий спектр музыкальных методов, а также показывает себя мастером гомофонного письма. Арии для одного голоса задумывались как печальные размышления, они созданы в строгой форме чаконы (медленный танец) и являются одними из самых красивых мелодий 17-го века.