Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) (14 февраля 1602 – 14 января 1676) - итальянский композитор и певец, один из главных распространителей оперы в Италии и, частично, во Франции. Настоящее имя Пьетро Франческо Калетти-Бруни (Pietro Francesco Caletti-Bruni)
Франческо Кавалли родился 14 февраля 1602 в городке Крема, провинции Кремона. Его отец Джованни Баттиста Калетти был органистом и капельмейстером в городском кафедральном соборе. Мальчиком Франческо пел в местном церковном хоре, венецианский дворянин Федерико Кавалли заметил его и в 1616 году убедил отца отпустить сына вместе с ним в Венецию, где он получит хорошее музыкальное образование. Позже, в знак благодарности и в соответствии с обычной практикой того времени, Франческо принял имя своего покровителя - Кавалли.
В 1617 году Кавалли был принят в хор собора Святого Марка (сначала как сопрано, потом - тенор), его учителем был руководитель хора Клаудио Монтеверди. Кавалли был связан с Сан-Марко до конца своей жизни. Его первая известная композиция появилась в 1625 году в сборнике сольных песнопений "Ghirlanda sacra". В 1630 году он выгодно женился на богатой вдове Марии Соцоменто, что обеспечило личную материальную стабильность и позволило участвовать в экспериментах с оперными постановками в разных театрах. В 1639 году Кавалли был выбран на должность второго органиста Святого Марка и в этом же году была поставлена его первая опера "Свадьба Фетиды и Пелея" (Le nozze di Teti e di Peleo, либретто Орацио Персиани) в недавно открывшемся первом общественном оперном театре "Сан Кассиано" (Teatro San Cassiano) в Венеции. За этим последовал ряд успешных постановок, среди них выделяются: "Любовь Аполлона и Дафны" (Gli Amori di Apollo e di Dafne, 1640), "Дидона" (La Didone, 1641), которая принесла ему известность, "Эгисф" (L’Egisto, 1643), поставленная также в Париже, и "Язон" (Il Giasone, 1649), который был "самой популярной оперой 17-го века". В 1650-х годах Кавалли сочинял и ставил оперы не только в Венеции, но также в театрах Неаполя, Милана и Флоренции, в этот период появляются "Калисто" (1652), "Ксеркс" (1654). Вместе с постановкой опер он продолжал сочинять духовную музыку (кантаты, арии, магнификаты, вечери), которая требовалась для исполнения обязанностей в Св.Марке. В 1656 году он опубликовал коллекцию "Musiche saere" с мессами, псалмами и гимнами.
Известность Кавалли не ограничивалась Италией. В 1659 году премьер-министр Франции кардинал Мазарини предложил Кавалли сочинить оперу в честь брака Людовика XIV и Марии Терезии Испанской. Кавалли провел два года в Париже (1660-1662) и сочинил к этому торжеству оперу "Влюбленный Геркулес" (Ercole amante). По парижским традициям неотъемлимой частью оперы должен быть балет, автором музыки балета был Жан-Батист Люлли. К этому событию был специально построен гигантский театр Тюильри, к сожалению, плохая акустика зала сделала музыку практически бессмысленной. Расстроенный Кавалли вернулся в Венецию, зарекшись сочинять для больших театров. По возвращении он вновь приступил к исполнению своих обязанностей органиста в соборе Св.Марка и в 1665 году стал первым органистом, в 1668 году получил пост капельмейстера. Его шесть последних опер остались неисполненными, а вскоре после назначения капельмейстером он практически прекратил их сочинять, возможно потому, что его стиль стал считаться старомодным. Франческо Кавалли умер в Венеции 14 января 1676 года, на его похоронах исполнялся Реквием, написанный им самим к этой дате.
Кавалли был самым важным композитором в развитии жанра общественной оперы в середине 17-го века в Италии. Всего в его наследии сорок одна опера. Клаудио Монтеверди был новатором жанра, но его творчество было слишком индивидуальным и многогранным, чтобы установить традицию, он указал направление и перспективу. Франческо Кавалли, будучи учеником Монтеверди, продолжил развитие и основал традицию итальянского оперного стиля бельканто. Монтеверди работал в основном с придворными музыкантами герцогов Мантуи, в то время как оперы Кавалли в основном использовали небольшой струнный оркестр с континуо для удовлетворения возможностей общественных оперных театров. Само слово "опера", означающее по-итальянски "дело", "работа", "произведение", применительно к музыкальному жанру впервые было использовано Кавалли для "Свадьбы Фетиды и Пелея" (1939), до него такие постановки назывались "музыкальной драмой". Кавалли ввёл мелодичные арии в свою музыку и популярных персонажей в свои либретто, его оперы имеют удивительно сильное чувство драматического эффекта, а также музыкальную легкость и гротескный юмор, что было характерно для итальянской оперы вплоть до конца творчества Алессандро Скарлатти.