Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri) (1582 – 07.02.1652) - итальянский композитор, певец, священник. Автор знаменитой "Мизерере" (на текст 50-го Псалма).
Грегорио Аллегри родился около 1582 в Риме. Начиная с 9-ти лет и до 14-ти он пел в мальчиковом церковном хоре титулярной церкови Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме, пока его голос не сломался. В 1600 он вновь возвращается в эту церковь и становится певцом в мужском хоре. Хормейстером этой церкви был Джовании Бернардино Нанино, бывший ученик Палестрины, давший Грегорио Аллегри музыкальное образование, музыка Палестрины очень сильно повлияла на композиторский стиль Аллегри. В 1607 он покинул Рим и занял должность композитора, певца и священника в кафедральных соборах городов Фермо и Тиволи. За время службы в Фермо и Тиволи он сочинил большое количество духовной музыки, которая была положительно отмечена Папой Урбаном VIII.
В 1628 Аллегри вернулся в Рим и стал руководителем хора в церкви Санто-Спирито-ин-Сассиа, в это же время он успешно сдал конкурсные экзамены в папский хор и стал певцом хора Сикстинской Капеллы в 1629. В дополнение к престижу этой должности и сопутствующей гарантированной заработной платы, Аллегри имел возможность работать и близко общаться с некоторыми лучшими музыкальными представителями своего времени.
В последующие 23 года своей работы, до самой смерти 7 февраля 1652 Аллегри сочинил множество месс, мотетов для папского хора и некоторое количество инструментальных произведений. В том числе сонату в 4-х частях для струнного ансамбля, которую можно рассматривать как ранний прототип струнного квартета, написанный почти за век до первых работ Гайдна в этой форме. Его работы были опубликованы в нескольких его книгах: два тома концертов для 5 голосов в 1618 и 1619; два тома песнопений для 6 голосов в 1621. Симфония из четырех частей, 5 месс, два Плача Иеремии и многочисленные другие песнопения не были опубликованы и сохранились в рукописях. Большая часть музыки Аллегри написана в стиле кончертато раннего Барокко, особенно инструментальная музыка. Однако его самая известная работа "Мизерере" (1638), наряду с другими работами, созданными для хора Сикстинской Капеллы, написана в "обновленном" стиле Палестрины (позднего Возрождения).
Самым главным шедевром Григорио Аллегри, является "Мизерере" на текст 50 Псалма, начинающегося словами "Miserere mei, Deus" (Помилуй меня, Боже). "Мизерере" звучит только во время Страстной недели в Сикстинской Капелле. "Мизерере" исполняется двумя хорами, в одном 5 голосов, в другом 4 голоса a cappella. Структура произведения такова, что партии пятиголосного хора исполняются традиционным григорианским хоралом и чередуются с партиями в схожем стиле для четырех солистов, но именно эти партии являются украшением всего произведения, в них вложены мелодические обороты и импровизационное разнообразие. Привлекательной особенностью этой работы является очень высокое звучание сопрано в разделах, исполняемых четырьмя солистами и повторяющееся несколько раз. В исходном произведении эти эпизоды звучали в тональности соль минор, а в более позднем варианте стали исполнять ещё на кварту выше - знаменитое до третьей октавы.
Долгое время партитура "Мизерере" была недоступна для широкой публики, так как Ватикан, хранитель единственной рукописи, желал сохранить секрет шедевра в тайне и не позволял копирование. К произведению имели доступ только музыканты, исполняющие его. В 1770 14-летний Моцарт посетил с отцом Ватикан, где услышал исполнение "Мизерере", запомнил его целиком на слух и в точности записал по памяти. Законов об авторском праве ещё не существовало и Ватикан ничего не смог поделать. Оригинальная рукопись была издана позднее в Германии и расхождения между двумя изданиями были незначительные.