Самуэль Шейдт (Samuel Scheidt) (крещен 03.11.1587 - 24.03.1654) - немецкий композитор, органист и педагог эпохи раннего Барокко. Один из самых ранних немецких композиторов, объединивших традиционный германский хорал и контрапункт с более современными текстурами, пришедшими из Италии. Многогранный композитор, но более всего известен своей совершенной инструментальной музыкой.
Самуэль Шейдт родился в Галле в 1587, в один год со своим другом Иоганном Шейном и чуть позже другого друга Генриха Шютца, они все трое внесли важнейший вклад в слияние музыкальных языков Южной и Северной Европы и были высоко почитаемы современниками.
Отец Самуэля был государственным чиновником и поддерживал дружеские отношения с местными музыкантами, он стремился, чтобы его сыновья имели музыкальное образование. Шейдт учился в местной гимназии, первое музыкальное образование получил от кантора гимназии Маттеуса Биркнера. В 1604 Шейдт занял должность органиста в церкви Морицкирхе. В 1608 он отправился в Амстердам для обучения у известного голландского органиста Яна Питерсзона Свелинка, чью музыку он впоследствии будет редактировать и издавать в Германии. Стиль Свелинка очень повлиял на дальнейшие работы Шейдта.
В конце 1609 Шейдт возвращается в Галле и занимает должность придворного органиста у нового правителя Галле маркграфа Кристиана Вильгельма Бранденбургского, в 1619 он, оставаясь органистом, занимает должность капельмейстера, на которой работает до 1625. Этот период был очень плодотворным для Шейдта, в административных делах он навёл порядок в придворном музыкальном хозяйстве, расширил вокальные и инструментальные возможности, руководил постройкой нового органа в Морицкирхе. В творческом плане это был также плодотворный период, в течении пяти лет после назначения капельмейстером он выпустил сборник мотетов (Cantiones sacrae, 1620), три отдельных тома инструментальных пьес (Ludi musici, 1621, 1622, 1624), сборник крупномасштабных вокальных концертов (Concertus sacri, 1622) и самую важную свою коллекцию клавирной музыки трехтомную "Tabulatura nova" (1624). Кроме того, в этот период Шейдт приобрел репутацию эксперта в органостроительстве и на протяжении всей своей жизни он часто приглашался проверять новые инструменты, так ещё в 1619 он открывал новый орган в Байрете, на церемонии присутствовали правители и известные музыканты, в том числе Михаэль Преториус и Генрих Шютц. Позднее он работал с Преториусом и Шютцем.
Когда в 1625 маркграф отправился в Данию на Тридцатилетнюю войну, Шейдт остался в Галле без постоянного дохода, в течение нескольких последующих лет зарабатывая на жизнь в основном преподаванием. Его наиболее известным учеником был Адам Кригер. За его патриотизм, в отличие от других музыкантов, которые покинули Галле в поисках лучших мест, городские власти в 1628 создали для него специальную должность директора по музыке, в его обязанности входило обеспечение музыкой главного городского собора Маркткирхе. Однако в 1630 Шейдт был уволен с этой должности по причине конфликта с ректором местной гимназии, из-за управления детским хором.
В 1636 от вспышки чумы умерли все четверо его детей. Несмотря на эти печальные события Шейдт продолжал издавать музыку: последний четвёртый том "Ludi musici" в 1627, четыре тома "Geistliche Concerte" в период 1631-1640, "Liebliche Krafft-Blumlei" в 1635.
Мир вернулся в Галле в 1638 и Шейдт вновь приступил к исполнению обязанностей придворного капельмейстера у нового правителя герцога Августа Брауншвейгского. В 1642 он представил герцогу коллекцию из более чем 100 церковных мадригалов на пять голосов (ныне утрачены) и ряд инструментальных "симфоний", задуманных как прелюдии к вокальной музыке. Его последняя публикация, "Gorlitzer Tabulatur Buch" (1650), содержит более 100 органых хоралов. Самуэль Шейдт умер в Галле в 1654 в возрасте 66 лет.
Шейдт был одним из самых выдающихся композиторов Германии того времени, особенно в области органной музыки. Его 3 тома "Tabulatura nova" являются монументальными сборниками песен и танцев, фантазий, токкат, фуг и литургических пьес для лютеранских обрядов. Также его четыре книги "Geistliche Konzerte" иллюстрируют способы разработки хорала, объединение ораторский идей с контрапунктом. Творчество Шейдта представляет расцвет нового северо-германского стиля, который образовался главным образом в результате протестантской Реформации. Южные германские государства оставались под духовным и художественным влиянием католического Рима и большинство музыкантов сочиняли по итальянским образцам. На севере Германии, в протестантских областях, разрабатывались новые стилистические идеи, которые значительно отличались от практики южных соседей.
Музыка Шейдта находится в двух основных категориях: инструментальная музыка, в том числе большое количество клавирной музыки, в основном для органа, а также духовная вокальная музыка, как "а капелла", так и с инструментальным сопровождением и генерал-басом. Его органная музыка была известна более века, пока её не затмила музыка И.С.Баха.