Томас Томкинс (Thomas Tomkins) (1572 - 09.06.1656) - английский композитор-мадригалист, один из последних представителей английской вёрджинальной школы.
Томас Томкинс родился в 1572 в городке Сент-Дейвидс в графстве Пембрукшир, на юго-западе Уэльса, куда его семья переехала из Корнуолла. Его отец был викарием и органистом в соборе Св.Давида. Три младших брата Томаса также стали музыкантами, но никто из них не достиг известности старшего брата. К 1594 его семья переехала в Глостер, где его отец стал работать младшим каноником в кафедральном соборе. Томас Томкинс почти наверняка учился у Уильяма Берда, так как одну из своих песен он посвятил ему -"для моего старого и многоуважаемого учителя Уильяма Бёрда". Бёрд какое-то время жил недалеко от Глостера и, возможно, занимался с Томкинсом, но документальных доказательств не хватает.
В 1596 Томкинс был назначен органистом и хормейстером в кафедральном соборе Вустера. В следующем году он женился на Алисе Патрик и их единственный сын также стал уважаемым музыкантом в Вустере. В 1612 Томкинс совместно с Томасом Даллам - известным органостроителем устанавливают новый орган в кафедральном соборе Вустера. Всё это время он продолжает писать музыку и его коллекция из 28 мадригалов и других произведений была опубликована в 1622.
Около 1603 Томкинс стал внештатным членом Королевской Часовни, это была почетная должность, в 1621 он стал действующим служащим Королевской Часовни и занял должность органиста, под управлением своего друга и старшего органиста Орландо Гиббонса.
После смерти короля Якова I в 1625 Томкинс и другие музыканты Королевской Часовни должны были подготовить музыку к этому событию, а также к коронации Карла I и последующей его свадьбе с Генриеттой Марией Французской. Эти грандиозные задачи оказались слишком тяжелы для Орландо Гиббонса, у него случился инсульт, в результате чего он умер и нагрузка легла на Томкинса. К счастью для него, коронация была отложена из-за чумы, что позволило Томкинсу успеть написать большинство гимнов, которые исполнялись на этой церемонии.
В 1628 Томкинс был назначен "Королевским музыкантом на ординарной службе", сменив на этой должности умершего Альфонсо Феррабоско (младшего). Однако этот высокий пост он занимал недолго и был уволен с него, так как эта должность была обещана сыну Альфонсо Феррабоско. Это было первое неприятное событие из целой череды, которые постигли Томкинса в последующие 14 лет.
Однако он продолжал выполнять свои двойные обязанности в Вустере и в Лондоне до 1639.
Жена Томкинса Алиса умерла в 1642, когда вспыхнула Английская революция XVII века и гражданская война. Город Вустер был одной из первых жертв войны, собор был был осквернен и его орган сильно повреждён. Вскоре в результате артиллерийского обстрела был разрушен дом Томкинса, что сделало его на долгое время непригодным к проживанию и пострадало имущество, в том числе уничтожены многие рукописи. Примерно в это время Томкинс женился во второй раз на вдове клерка собора Марте Браун.
Дальнейшие боевые действия нанесли ещё больший ущерб городу, в 1646 собор полностью закрылся, хор распался. Томкинс изменил свой репертуар и создал несколько своих самых лучших произведений для клавишных инструментов и ансамблевой музыки - памятные песни, посвященные своим погибшим почитателям - графу Стаффордскому и архиепископу Кентерберийскому. Карл I был казнен в 1649, и Томкинс, роялист по убеждениям, сочинил на это событие великолепную трагическую "Sad Pavan: for these distracted times".
Его вторая жена Марта умерла в 1653, Томкинс, которому было 81 год, поселился у сына в деревне Мартин Хуссингтри и продолжал сочинять до самой смерти. Томас Томкинс умер 9 июня 1656 и похоронен возле деревенской церкви в Мартин Хуссингтри.
Томас Томкинс был плодовитым композитором церковных гимнов и написал их больше, чем любой другой английский композитор 17-го века, за исключением Уильяма Чайлда. Эти произведения высоко ценились и хорошо представлены во многих музыкальных сборниках того времени. К счастью, для сохранения его музыки сын композитора опубликовал в 1668 многие его произведения, которые были только в рукописи. Помимо этого, Томкинс сочинял мадригалы, клавирную музыку, инструментальную музыку, литургическую музыку. Стилистически он был крайне консервативен, полностью игнорируя все нововведения эпохи Барокко, избегая форм и методов, уже практиковавшихся в то время. Его полифонический язык даже в четвертом десятилетии 17-го века был откровенно языком Возрождения. Тем не менее, его мадригалы очень выразительные, с богатым орнаментом, и Томкинс является достойным продолжателем итальянских мадригалистов.