Жак Шампион де Шамбоньер Жак Шампион де Шамбоньер (Jacques Champion de Chambonnieres) (1601/2 - 1672) - французский клавесинист, танцор, композитор и учитель. Считается основателем и одним из величайших представителей французской клавесинной школы. Сделал блестящую карьеру при французском дворе, однако в конце жизни впал в немилость, потерял свой пост и умер в нищете.

Жак Шампион де Шамбоньер родился в Париже, в дворянской семье. В династии Шампионов было несколько поколений музыкантов, самым известным был его дед Тома Шампион (прозванный Миту), о котором Марен Мерсенн отзывался как о "величайшем контрапунктисте своего времени." Жак Шампион, его отец, был придворным клавесинистом и композитором, хотя менее известным, чем Тома, тем не менее Джон Булл посвятил ему одно из своих произведений. Фамилия Шамбоньер досталась ему по материнской линии. Жак долгое время был единственным ребёнком в семье и его пожилой отец, которому было около 50, уделял много внимания сыну, в том числе и в музыкальном образовании. Уже в 10 лет Шамбоньер показал значительные музыкальные таланты, в сентябре 1611 года ему была обещана в будущем придворная должность отца. 
При поддержке отца Шамбоньер начал с юности работать во дворце, сначала как клавесинист, позже в 1630-х годах, он по моде времени обучился танцевать и выступал в балете. После смерти отца в 1642 году он занял его должность и ограничил свои занятия только игрой на клавесине. Эту должность он занимал недолго, так как король Людовик XIII умер в 1643 году, а у его жены - королевы Марии Медичи, которая стала регентшей молодого Людовика XIV, были свои музыканты, но он стал учителем молодого короля.

Деятельность Жака Шамбоньера не ограничивалась только придворными обязанностями. В 1641 году он организовал серию платных концертов под названием "Assemblee des Honnestes Curieux" (Собрание истинно любознательных), концерты проходили у него дома, два раза в неделю, в них участвовало около десяти постоянных музыкантов и приглашенные артисты. Возможно, это были одни из самых первых концертов такого рода, так как до этого все выступления подразумевали поддержку короля, церкви или крупных аристократов.

 В дополнение к музыкальному творчеству Жак Шампион де Шамбоньер занимался педагогической деятельностью и его блестящий стиль оказал важное влияние на последущее развитие французской клавесинной школы, а также на зарубежных композиторов, таких как Иоганн Якоб Фробергер. Среди его учеников были Жак Ардель, Николя Лебег и Жан-Анри д'Англебер, но особенно важным был его вклад в создание музыкальной династии Куперенов. В 1650/51 году братья Куперены - Шарль, Франсуа и Луи дали небольшой частный концерт в усадьбе Шамбоньера, на именины хозяина, их игра и музыка (композитором был Луи) настолько впечатлили Шамбоньера, что он стал оказывать им поддержку и вскоре все трое начали активную карьеру в Париже.

 Жак Шампион де Шамбоньер был дважды женат, первая жена Мария Леклер, на которой он женился в начале 1620-х годов, умерла в начале 1650-х и он женился на Маргарите Ферре в 1652 году. 
В начале 1650-х годов его карьера была на подъеме - он сочинял музыку, продолжал танцевать в балете, выезжал на гастроли, обучал учеников, среди которых был молодой король Людовик XIV. Первые серьезные потери произошли в 1657 году в результате судебного процесса с женой были проданы его поместье и земли. В этом же году король, в результате дворцовых интриг, отстранил его от должности своего учителя игры на клавесине. Его противники, которых он называл "низкой и дьявольской кликой", пытались на его место поставить Луи Куперена, но ученик отказался занять пост из верности к своему другу и благодетелю. Его положение при дворе становилось всё более шатким, зарплата уменьшалась, пока в 1662 году он окончательно не оставил свой пост. Многие из несчастий Шамбоньера были вызванны назначением Жана-Батиста Люлли руководителем придворных музыкантов. Его отставка в принципе была объективной - Шамбоньер просто не смог соответствовать новым требованиям и исполнять музыку нового стиля с басо континуо. После ухода на пенсию Шамбоньер продолжает музицировать и сочинять, в 1670 году он опубликовал единственные два тома произведений для клавесина, остальные работы остались в рукописях. 

Жак Шампион де Шамбоньер умер в 1672 году в Париже, в трудных финансовых обстоятельствах. И хотя он звался маркизом, из его имущества осталось только немного мебели, картины и четыре клавесина. 

Из-за отсутствия источников очень мало известно о французской клавесинной музыке первой половине 17 века и Жак Шамбоньер выступает как единственный крупный композитор этого времени с большим количеством сохранившихся работ. Всего в его наследии более 150 произведений, почти все из них танцы (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги, чаконы, паваны, гальярды и другие). Около семидесяти работ были опубликованы самим композитором в 1670 году в двух томах "Пьесы для клавесина" (Les pieces de clavessin), остальные произведения сохранились в рукописных источниках, большинство из которых были открыты только во второй половине 20-го века. Ещё есть ряд пьес, авторство которых возможно принадлежит Шамбоньеру.
Строгий и величавый стиль Шамбоньера сформировался на основе традиций французской лютневой музыки, представителями которой были Жермен Пинель, Эннемонд и Дениз Готье. Шамбоньер одним из первых клавесинистов начал вводить орнаментацию мелодии — трели, форшлаги, морденты, группетто. Одной из определяющих характеристик его музыки является широкая и ясная мелодическая линия, однако под приятной мелодической поверхностью скрывается существенная полифоническая сложность и контрапункт.

Добавить комментарий