Адриано Банкьери (Adriano Banchieri) (03.09.1568 - 1634) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист и поэт позднего Возрождения и раннего Барокко. Один из основателей "Академии деи Флориди" в Болонье - одной из ведущих итальянских музыкальных академий XVII века.
Томазо Банкьери родился и большую часть прожил в Болонье, имя Томазо он сменил на Адриано в 1589 после вступления в орден монахов-бенедиктинцев. Одним из его учителей был Джузеппе Гуами, сформировавший стиль Банкьери. В начале своей карьеры Банкьери был известен как хороший органист. С 1592 по 1609 он занимал посты в монастырях и церквях в городах Лукка, Имола, Венеция и Верона. В 1609 Банкьери стал работать в монастыре Сан-Микеле в Боско, на окраине Болоньи. В 1615 в этом монастыре он организовал музыкальное общество "Академия деи Флориди" с целью развития музыкальной деятельности, а также для теоретического и практического обучения музыкантов. Сам он получил звание профессора музыки в 1613. В 1620 членом этой академии стал Клаудио Монтеверди.
В 1634 из-за ухудшения здоровья Банкьери покинул монастырь Сан-Микеле и переехал в Болонью, где в том же году умер от апоплексического удара.
Творчество Банкьери почти равно разделено на духовную и светскую музыку, почти все его произведения были опубликованы при жизни автора. Его духовная музыка, состоящая из 12 месс, псалмов, мотетов и других произведений, создана как в старом стиле, в соответсвии с рекомендациями Тридентского собора, так и в новом, содержащем последние инновации в области музыки. Одним из самых важных его достижений в практической музыке является сборник "Concerti ecclesiastici" (1595), который содержит первые в духовной музыке полнофункциональные инструментальные партии и использует цифрованный бас (генерал-бас).
Банкьери также составил несколько научных трудов, которые оказались бесценными для исследования музыкальных стилей семнадцатого века. В своих теоретических трудах он описывает методы реализации цифрованного баса, вокального украшения мелодий и представляет элементы нотной записи, такие как лига, тактовые черты и акценты. Он также был одним из первых композиторов, начавших использовать динамические обозначения, такие как p (piano) и f (forte), что иногда приписывают Джованни Габриэли.
Банкьери является одним из создателей стиля "Мадригальной комедии" (Madrigal Comedies), он написал их 12. Мадригальная комедия включает несколько контекстно связанных между собой самостоятельных мадригалов и расчитана для развлечения на весь вечер, подобно музыкальному комедийному ревю. Зачастую его юмор был грубым и неприличным, а иногда необычным, к примеру, в его комическом мадригале "Contrappunto bestiale alla mente" певцы издают звуки разных животных и птиц: мяукают, крякают, кудахчут и т.д. Банкьери также славился как знаток многих диалектов северной Италии, в своем произведении "Barca di Venetia per Padova" (1605) он использовал целую смесь диалектов. Его мадригалы остаются привлекательными на протяжении веков.
Банкьери очень подходит под определение "человек эпохи Возрождения", учитывая его разносторонние интересы и знания в теории и практике духовной и светской музыки, литературе, лингвистике и архитектуре. В музыке Банкьери предвидел тенденции, ведущие к стилю Барокко, но никогда не сочинял оперу, предпочитая вместо этого развивать мадригальную комедию, которая являлась его высшим художественным достижением.