Андреас Хаммершмидт (Andreas Hammerschmidt) (декабрь 1611 - 29 октября 1675) - немецкий композитор и органист немецко-чешского происхождения эпохи Барокко. Один из самых значительных и популярных композиторов немецкой церковной музыки середины 17-го века, его называли "Орфей из Циттау".
Андреас Хаммершмидт родился в протестантской общине в Бруксе (сейчас город Мост, Чехия), точная дата его рождения неизвестна, община существовала всего с 1609 по 1622 и все записи были утеряны, имеющаяся информация о времени рождения собрана из его надгробной плиты и портретов. Его отец, Ганс Хаммершмидт (1581-1636), саксонец, работал шорником в Богемии (Чехия), его мать, вероятно, была чешкой, они поженились в 1609 году. Во время Тридцатилетней войны Чехия снова стала католической и семья Хаммершмидт вынуждена была бежать, они покинули Брукс в 1626 году и перебрались во Фрейберг, Саксония. О раннем музыкальном образовании Андреаса ничего не известно: в Бруксе не было гимназии, во Фрейберге он не числился в списках учеников местной гимназии. В это время во Фрейберге работал известный композитор Иоганн Кристоф Деманций (Демантиус) (с 1604 по 1643) и многие другие известные музыканты, прямых свидетельств, что он учился у кого-либо из них нет, но известно что Деманций и Хаммершмидт знали друг друга. В качестве наиболее вероятных учителей указывались Кристоф Шрайбер, которому Хаммершмидт посвятил два своих произведения и Стефан Отто из Бад-Шандау, с которым у них была многолетняя дружба. Кто-бы ни был его учителем, Хаммершмидт получил прекрасное музыкальное образование.
В 1633-1634 годах Хаммершмидт устроился на службу органистом к графу Рудольфу фон Бюнау в замке Везенштайн, кантором был его друг Стефан Отто. После отъезда Кристофа Шрайбера из Фрейберга в Циттау Хаммершмидт подал заявление на конкурс на замещение освободившейся должности органиста в церкви Св.Петра (Петрикирхе) и был избран на эту должность в декабре 1634. Он приступил к своим обязанностям сразу, хотя официально утвержден был только летом 1635 года. Должность органиста в Петрикирхе являлась ведущей музыкальной должностью в городе, однако его зарплата едва достигала прожиточного минимума. В Фрейберге вышли первые изданные работы Хаммершмидта: "Erster Fleiss" (1636), посвященная городскому совету и мэру Фрейберга, и первая часть "Musicalische Andachten" (1639). В 1637 году он женился на Урсуле Туффел, дочери бизнесмена из Праги, у них было шесть детей, трое из которых умерли в младенчестве.
После смерти Кристофа Шрайбера в 1639 Андреас Хаммершмидт был назначен его преемником на посту органиста церкви Св.Иоанна в Циттау и эту должность занимал до конца жизни. В Циттау он создал основные и лучшие свои произведения и стал подлинно знаменит, немецкий поэт Иоганн Рист назвал его "всемирно знаменитый господин Хаммершмидт". Долгое время (до 1662) он был единственным органистом в Циттау, Тридцатилетня война серьезно подорвала музыкальную жизнь в городе, и только после 1648 года она медленно начала восстанавливаться. Церковь Св.Иоанна, главная в городе, имела три органа, но не было исполнителей для полноценного использования этих возможностей. В обязанности Хаммершмидта входили подготовка хора и музыкального ансамбля, сочинение композиций и исполнение их, его коллегой и помощником был руководитель местной гимназии Симон Кризиус. Кроме этого он был общественным деятелем и признанным экспертом по органам, помогая в их установке в разных городах Германии. Точная информация о его жизни в Циттау содержит много белых пятен, так как архивные документы были уничтожены в 1757 году, когда город был разрушен австрийцами в Семилетней войне. Известно, что его работа позволяла жить в достатке, он приобрел дом с садом в центре города и загородную усадьбу с земельным участком.
Несмотря на то, что он был уважаемым человеком, отмечают его вспышки гнева, драки и ссоры. Андреас Хаммершмидт умер 29 октября 1675, на его надгробии выбиты слова "Орфей из Циттау".
Андреас Хаммершмидт был одним из самых выдающихся композиторов духовной музыки в 17 веке, он сочинял для церковного хора и солистов и для пения прихожан. Церковных вокальных работ Хаммершмидт сохранилось более 400 штук, опубликованных в 14 сборниках, по его собственной классификации он называл их мотеты, концерты и арии. Его творчество охватывает широкий стилевой диапазон, он использовал формы традиционной полифонии, итальянских монодий и мадригалов; развивал работы Генриха Щютца, разработал собственный стиль духовных арий. Его арии в плане мелодической линии, обработки текста, а также вокальные концерты с использованием музыкальных инструментов (обычно скрипки, но иногда флейты, трубы и тромбоны) создали предпосылки для дальнейшего развития немецких церковных кантат и ораторий.
Кроме духовной вокальной музыки Хаммершмидт сочинял инструметальные произведения, которые вышли в трёх сборниках и содержат в основном танцевальные сюиты в английском стиле, популярном в Северной и Центральной Германии. Хотя Хаммершмидт всю жизнь был органистом, не сохранилась ни одна его органная работа. Наконец, следует упомянуть о важности Хаммершмидта как композитора светских песен, вышедших в коллекции "Weltliche Oden" их 3-х книг, в общей сложности 68 сольных песен, дуэтов и трио со скрипкой облигато, на стихи немецких поэтов того времени.