Джованни Бассано (Giovanni Bassano) (ок. 1558 - лето 1617) - итальянский композитор и корнеттист (корнетт - старинный духовой деревянный инструмент) Венецианской школы раннего Барокко. Был ключевой фигурой в развитии инструментального ансамбля в соборе Святого Марка (самый известный собор Венеции). Составил подробную книгу об инструментальной орнаментике, которая является богатым источником для исследований в современной практике исполнения.
Ничего не известно о жизни Бассано до его принятия в качестве молодого исполнителя в собор Святого Марка в 1576 в возрасте 18 лет. Он быстро приобрел репутацию одного из лучших музыкантов в Венеции, а в 1585 опубликовал свою первую книгу "Ричеркары, пассажи и каденции", в которой подробно описал, как лучше украсить пассажи при переработке вокальной музыки для инструментов. В том же году он стал учителем музыки в семинарии при соборе. В 1601 он занял освободившееся место (после смерти Джироламо Далла Каза) главы инструментального ансамбля собора и оставался на этом посту до своей смерти летом 1617. Точная дата его смерти не известна.
Одной из основных обязанностей Бассано была постановка и исполнение музыки Джованни Габриели, который был ведущим композитором и органистом в соборе. Габриели при создании своих произведений, особенно в части духовых инструментов, всегда имел в виду Бассано.
Помимо музыкальной деятельности в соборе Святого Марка, Бассано был занят в других местах Венеции, он руководил несколькими группами музыкантов, играющих на духовых инструментах (в современном варианте "духовыми оркестрами"). В эти группы входили исполнители на волынках, шалмеях, флейтах, фаготах, корнеттах и других инструментах. Они выступали на церковных и светских уличных фестивалях.
Бассано также был и композитором, но его достижения в этой области затмеваются его известностью как исполнителя и как автора нескольких трактатов. Он сочинял мотеты и церковные концерты в Венецианском антифонном стиле, а также мадригалы, канцонетты и немного чисто инструментальной музыки. Его канцонетты были известны далеко за пределами Италии, в 1597 в Лондоне они были переведены и изданы на английском языке. Часть инструментальной музыки Бассано является изобретательно контрапунктовой, показывая его индивидуальность, которую ему было невозможно проявить в своих церемониальных гомофонных композициях. Его фантазии и ричеркары, наоборот, являются повторением идей глубокого прошлого, что тоже было редкостью в контрапункте вплоть до 20 века.
Сходство песнопений Бассано и ранних работ Генриха Шютца, который учился в Венеции у Джованни Габриели, предполагает, что они знали друг друга и уж точно Шютц знал музыку Бассано. Во всяком случае, Шютц, вернувшись в Германию, принес с собой Венецианский стиль, который продолжил развивать в эпоху Барокко.